Получатели государственных субсидий
Авторы изменений касательно НДС по субсидиям подготовили ряд нововведений для получателей таких средств. ИП и компании разных организационных форм, что приобретают товары или совершают оплаты за работу или услуги за бюджетные деньги, не вправе принимать к вычету входной НДС. Об этом гласит поправка налогового кодекса.
Норма ограничения вполне объяснима и предупреждает задвоение бюджетных средств.
Рассмотрим основные моменты действия новых норм в таблице.
№ п\п | Правило | Характеристика |
1 | Вычет налога | Теперь же действует запрет только на ту часть купленного товара, который частично был оплачен госденьгами. То есть, не получится принять к вычету НДС на то частичное приобретение, которое касается бюджетных средств и Вы таким образом сможете все же вернуть часть налога. Сумма налога равнопропорциональна приобретенной части товара. С целью выяснения такой пропорции учтите входной НДС в стоимости продукта. Норма распространяется как на отечественную, так и на импортную продукцию. При ведении раздельного учета НДС, оплаченного казенными деньгами товара, то та часть непринятого налога учитывается в таком товаре или услуге. Если же такой вариант не применяется, то на расходы налог никак не отнести. |
2 | Сопровождение раздельного учета | С введением новшеств раздельный учет теряет всякий смысл. То есть весь не принятый налог относится фирмой на прочие расходы изготовления и продажи товара, но не включается в цену купленного имущества. Также законодатель разрешил прописывать в бумагах на получение инвестиций и субсидий формулировку о том, что финансы из казны не покрывают оплату входного налога. Такое возникает в случае оплаты бюджетными средствами продукта без НДС, а налог компания покрывает самостоятельно |
3 | Восстановление НДС | Ранее работало условие, что принятый налог восстанавливается, когда затраты покрыл бюджет. И никакой роли не играло включался ли налог в бюджетную субсидию. Теперь же налог Вам придется восстанавливать только по выданным из казны деньгам и на налог тоже. Данное условие обязательно должно быть включено в документацию по выделению средств. Когда Вам не выделили деньги на налог, то и восстанавливать его не стоит. Что касается импорта, то при выделении денег только на него, в обязанностях компании-импортера восстановить ранее вычтенный налог. По факту покупки товара за личный счет, компания в дальнейшем могла получить частичное госпокрытие. При этом стоит восстановить часть налога, равнозначной части приобретения без входного НДС |
При соблюдении вышеописанного условия о раздельном учете компания без труда принимает налоговый вычет.
Формула исчисления пропорциональности покупок изменена, и теперь в цену приобретения включается входной НДС. Но важно помнить, что нормы распространены только на субсидии, начиная с 2021 года.
Вычет НДС
Вычет и списание НДС | До 01.01.2019 | С 01.01.2019 |
Вычет НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ) | При покупке за счет бюджетных средств товаров, работ, услуг (в том числе ОС и НМА) принять к вычету входящий НДС было нельзя | НДС принимается к вычету в полном объеме, если в документах на предоставление субсидий есть оговорка, что бюджетные средства не идут на оплату НДС: за счет субсидии оплачивается только стоимость товаров (работ, услуг) без налога, а НДС платит компания из собственных средств. Если за счет субсидии оплачена только часть покупки, запрет на вычет распространяется не на весь НДС, а только на его долю. Доля налога определяется пропорционально той части покупки, которая оплачена бюджетными деньгами. При расчете пропорции входящий НДС нужно учитывать в стоимости покупки. |
Учет не принятого к вычету НДС при расчете налога на прибыль (абз. 5 п. 2.1 ст. 170 НК РФ) | Не принятый к вычету НДС можно было включить в расходы по налогу на прибыль при одновременном выполнении 2-х условий:
При отсутствии раздельного учета такие суммы нельзя было учесть в расходах при расчете налога на прибыль. | Не подлежащий вычету НДС не включается в стоимость товаров, а единовременно признается в прочих расходах (ст. 264 НК РФ) вне зависимости от наличия раздельного учета. |
С 2021 года законодатели исключили условие о ведении раздельного учета затрат, производимых за счет субсидий. Однако без раздельного учета не обойтись, если при предоставлении субсидий не определены конкретные товары (работы, услуги), на приобретение которых направлены бюджетные средства. В таком случае при отсутствии раздельного учета НДС придется восстановить.
Что изменится в гарантийном ремонте
В ситуации, когда Ваша компания занимается техобслуживанием и ремонтом медоборудования и прочих товаров, Вам будет интересен этот абзац. До изменений кодекс освободил такого рода деятельность от налога, но только тогда, когда они не оплачивались. Все сопутствующие при ремонте детали при бесплатной замене также не облагались НДС.
Поправка сохраняет право на освобождение от НДС, но налогоплательщик изучаемого нами бизнеса вправе сам написать отказ на то, чтобы его бизнес освободили от налога. Всем гарантийщикам ИП и фирмам предоставлено право свободы выбора использовать положенную налоговую льготу или нет.
Оформить отказ от льготы по НДС можно специальным заявлением в налоговую по месту регистрации бизнеса.
Субсидия после покупки
Субсидия получена после приобретения товаров (работ, услуг) на возмещение понесенных расходов с учетом НДС.
Ее сумму в налоговую базу по НДС также не включают, так как и она не связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Но вот НДС, который был принят к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), нужно будет восстановить.
Если субсидия получена на возмещение понесенных расходов на приобретение товаров (работ, услуг) и включает НДС, в налоговую базу сумму субсидии не включают, а НДС-вычет восстанавливают.
Есть исключение. Оно касается целевой субсидии по Постановлению Правительства от 2 июля 2021 г. № 976, связанной с профилактикой коронавируса.
Если фирма выполняет условия для предоставления целевой субсидии по Постановлению № 976 и приобрела товары (работы, услуги) для профилактики коронавируса до ее получения, то принятый к вычету НДС разрешено не восстанавливать.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Вычет и восстановление НДС по товарам, приобретенным на средства целевой субсидии на профилактику коронавируса
Покупка макулатуры
До введения изменений все фирмы и ИП, приобретающие металлолом и сырые шкуры животных. Контрагенты выставляют своим клиентам счета с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и соответственно не оплачивают его в казну. Клиенты таких компаний, кроме тех, кто не оформлен как ИП выписывают фактуры с выделенным НДС и соответственно удерживают такой налог. Они обязаны уплатить его в казну и получают право на вычет налога.
С введенными поправками к товарной группе добавляется макулатура.
НК содержит определение, что же к ней относят. Это вся бумага и картон, рассматриваемые как отходы, их брак, прочие бумаги и типографическая продукция с вышедшим сроком их архивного хранения. Преимущество коснется тех фирм, которые купили макулатуру начиная с этого года и они будут налоговыми агентами по НДС.
Учет субсидии с НДС
Татьяна, здравствуйте!
Уточните, пожалуйста, какой нормой НК РФ руководствуетесь по этому пункту «НДС по субсидии нужно заплатить в налоговую» и для каких целей оформляете документ «Отражение начисления НДС».
Давайте разберем вашу ситуацию подробно.
Получили субсидию на р/с Организации. Банка и касса – Банковские выписки – Поступление – Вид операции Прочее поступление. Проводка имеет вид Д 51 К 76.09. Аналитику с НДС/без НДС и ставку НДС мы берем из первичного документа т.е если в Выписке банка указано без НДС, то и в учете будет также. Если выделен НДС и указано, например, в т.ч НДС 18%, то в программе отражается эта информация.
Также по дате Уведомления у нас в учете отражена следующая хозяйственная операция Д 76.09 К 98.01 Субсидия включена в состав доходов будущих периодов на основании Уведомления о получении субсидии. Операции – Операции, веденные вручную.
Далее по поводу НДС. Учет зависит от того, на какие цели выделена субсидия. Обратимся к НК РФ. Статья 162 НК РФ пп.2 п.1 говорит о том, что если Субсидия связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг), то налоговая база увеличивается на эти суммы. Это не ваш случай т.к субсидия связана не с реализацией, а наоборот с возмещением затрат.
Идем дальше по законодательству и смотрим ст.170 п.3 пп.6 НК РФ – тут речь идет о субсидиях из федерального бюджета на возмещение затрат. «6) в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, … Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий». У нас как раз возмещение затрат. Значит, анализируем первичные документы по субсидии, источник финансирования и т.д. и если это субсидия из федерального бюджета, то восстанавливаете НДС ранее принятый к вычету через Операции – Регламентные операции НДС – Создать – Восстановление НДС. Проводка будет иметь вид Д 19 К 68.02 + записи в регистры НДС.
Далее встает вопрос о том, как поступить с суммой восстановленного НДС. Как обсуждалось выше ст.170 п.3 пп.6 НК РФ говорит о том, что суммы НДС «учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса». Следовательно, сумма восстановленного НДС должна признаваться в прочих расходах. Проводка Д 91.02 К 19 оформляется через Операции – Регламентные операции НДС – Создать – Списание НДС.
ВНИМАНИЕ! По субсидиям из местного бюджета, а также из бюджета субъекта РФ обязанности восстанавливать ранее принятый к вычету НДС у Налогоплательщика нет.
И так как затронута тема субсидии, то заодно вспомним, как мы отражаем доходы. Если на момент получения субсидии, ОС (допускаю, что подвижной состав относится к ОС) уже введено в эксплуатацию и амортизируется, то в доходах признаем сумма равную амортизации. Проводка Д 98.01 К 91.01. Операции – Операции, введенные вручную. Оставшаяся часть субсидии, отраженная в ДБП на счете 98.01, будет признана в доходах по аналогичному принципу, т.е. по мере признания расходов. При этом в НУ в полной сумме не позднее 3-х лет начиная с того налогового периода, в котором субсидия была получена.
Нормы обязательные к изучению при наличии операций по субсидиям в учете: – Статья 78 Бюджетного кодекса «Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам»; – Статья 154 НК РФ «Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)»; – Статья 162 НК РФ «Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)»; – Статья 170 НК РФ «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)»; – Статья 264 НК РФ «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией»; – Статья 271 НК РФ «Порядок признания доходов при методе начисления»; – Правила ведения Книги продаж, Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137; – Определение Верховного Суда от 21.01.2016 N310-КГ15-13228 по делу NА09-7805/2014; – Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 N03-07-11/8728; – Письмо Минфина РФ от 30.12.2016 N03-07-11/79600 (ж/д подвижной состав); – ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Особенности бухучета
Госпомощь как субсидия, субвенция и госкредиты, а также нефинансовый ресурс урегилирована положением бухучета по учету госпомощи. Все перечисленные мною виды кредитов подпадают под целевое финансирование. Бюджетные деньги признаются с применением одного из приведенных вариантов:
- При возникновении целевого финансирования отображают долги по таким деньгам.
- По фактическому их получению, когда такое финансирование повышается на бухсчетах размещения таких денег.
Положение утверждает, что деньги бюджета могут быть списаны с бухсчета по целевому финансированию на повышение финрезультата компании.
Госфинансы, покрывающие затраты компании прошлого отчетного периода, отображаются в составе долга по ним и увеличивают финрезультат деятельности фирмы на прочих доходах. С этой целью осуществляется бухзапись:
Дебет 76 Кредит 91-1
Могу Вам предоставить пример ориентировочных бухпроводок:
- Отображение долга по госфинансам: Дебет 76 Кредит 86.
- Увеличение прочих доходов фирмы при принятии руководством распоряжения выделить возмещение: Дебет 86 Кредит 91-1.
- По лизинговому соглашению пришли на счет деньги в качестве возмещения оплаты: Дебет 51 Кредит 76.
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей налога на прибыль и налога на добавленную стоимость субсидий, полученных организаций на компенсацию недополученных доходов, и сообщает следующее.
В силу статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, если субсидия выделяется в качестве компенсации стоимости реализованного по пониженной цене товара, то она учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации.
В противном случае если субсидия выделяется не в качестве компенсации стоимости реализованного товара, но при этом является недополученным доходом, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абзацем четвертым пункта 4.1 статьи 271 НК РФ, единовременно на дату зачисления.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в целях предоставления покупателям скидки при приобретении техники, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 547, субсидия предоставляется производителю в размере 15 процентов цены оборудования (с учетом налога на добавленную стоимость), а в случае реализации оборудования покупателям, зарегистрированным на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также Республики Крым, г. Севастополя и Калининградской области, — в размере 20 процентов цены оборудования (с учетом налога на добавленную стоимость) при выполнении определенных условий.
Таким образом, субсидия, предоставленная из федерального бюджета производителям машин и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, подлежит отражению при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации.
Что касается налога на добавленную стоимость (далее — НДС), то сообщаем, что согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета НДС), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы указанных субсидий при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
В случае если субсидии из федерального бюджета предоставляются налогоплательщику в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением им отдельным покупателям скидки на реализуемые товары (работы, услуги) с учетом НДС, то суммы таких субсидий включаются в налоговую базу по НДС в налоговом периоде, в котором получены данные суммы субсидий.
Заместитель директора Департамента А.А.СМИРНОВ
Постулаты кодекса
Учтите, что объектом налогобложения считаются доходы от продажи продукта, прочего имущества и прав по нему, а также все внереализационные доходы. Отдельно Вам не стоит вести бухучет выделенной Вашему бизнесу субвенции. Как Вы тратите такие финансы Вы не обязаны отчитываться. Полный перечень доходов, что не применимы по отношению к налогооблагаемой прибыли указан в кодексе и он полностью удовлетворяет запросы пользователей. Вместе с тем включены к внереализационным доходам бесплатно полученные продукты и права, кроме неких исключений.
Есть формулировка, что все дотации предоставляются юрлицам, ИП и физлицам, выпускающим товары безвозвратно и бесплатно с целью компенсирования трат и неполученных доходов из-за производства такого продукта. Норма не распространяется на госучреждения различных бюджетов. Следовательно, все бюджетное финансирование, выданное компании, применимо к добавлению к базе налогообложения по налогу на прибыль как внереализационные доходы на момент зачисления средств на расчетный счет компании.
Какие правила восстановления НДС при получении субсидий действовали в 2021 году?
До 01.01.2018 действовало правило о необходимости восстановления сумм «входного» НДС при получении субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также при получении субсидий на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ. Это следовало из положений п. 1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ.
С 01.01.2018 при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет средствсубсидий или бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджета, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, не подлежали вычету. При этом было неважно, включены ли суммы НДС в субсидии или бюджетные инвестиции. Это следовало из п. 1, 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции Федерального закона № 335-ФЗ.
В то же время ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ, вступившего в силу 03.08.2018, ряду налогоплательщиков было предоставлено право руководствоваться п. 1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 335-ФЗ, в частности, восстанавливать НДС только при получении субсидий с учетом налога на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) с учетом НДС и не восстанавливать НДС при получении субсидий без учета налога.
Среди налогоплательщиков, указанных в ст. 4 Федерального закона № 303-ФЗ, числятся организации – субъекты естественных монополий. Положения п. 1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2018, они применяют в отношении товаров (работ, услуг) (в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав), приобретенных за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ.
В целях применения Бюджетного кодекса под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества (ст. 6 БК РФ).
Также среди лиц, которые могут применять старую редакцию ст. 170 НК РФ, названы:
– налогоплательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители, которые приобрели товары (работы, услуги), имущественные права за счет средств субсидий, полученных до 31.12.2018 включительно из бюджетов бюджетной системы РФ; – организации-производители, получившие до 31.12.2018 включительно из федерального бюджета субсидии на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности, осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и проведение испытаний колесных транспортных средств; – организации-концессионеры, реализующие проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений) и совершившие покупки за счет бюджетных инвестиций, полученных до 31.12.2022 (первоначально – до 31.12.2018) включительно из бюджета на основании концессионных соглашений, заключенных до 01.01.2018.
Именно поэтому Минфин в Письме от 13.12.2018 № 03-07-11/90902 указал: с 03.08.2018 налогоплательщики, поименованные в ст. 4 Федерального закона № 303-ФЗ, имеют право на применение положений п. 1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 335-ФЗ, в случае получения до 01.01.2019 субсидий или бюджетных инвестиций. При этом дата приобретения товаров (работ, услуг) неважна.
Обратим внимание на следующий момент. Первоначально ч. 5.1 ст. 9 Федерального закона № 335-ФЗ было предусмотрено, что положения п. 1, 2.1, пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции в отношении приобретенных организациями – субъектами естественных монополий товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет бюджетных инвестиций будут применяться с 01.01.2019. Указанная часть утратила силу на основании Федерального закона № 303-ФЗ.
Изложенное означает, что организации – субъекты естественных монополий могли действовать с учетом норм п. 1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 335-ФЗ, и в период с 01.01.2018 по 03.08.2018.
РСО могла пользоваться такой возможностью в том случае, если она являлась субъектом естественных монополий.