С 2015 года изменится порядок обложения движимого имущества налогом на имущество организаций

Вводная информация

Для начала напомним, что налог на имущество физических лиц существует и сейчас. Вопросы его начисления и уплаты регулируются законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Этим налогом облагается недвижимость, которая находится в собственности физических лиц (например, квартиры, жилые дома и дачи). Налоговая база для расчета этого налога определяется исходя из инвентаризационной стоимости имущества (п. 2 ст. 5 Закона 2003-1).
Однако с 1 января 2015 года Закон № 2003-1 отменяется, и начинает действовать новая глава Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц». Одним из главных изменений, введенных новой главой НК РФ, станет переход к исчислению налога на имущество не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость, как правило, максимально приближена к рыночной стоимости имущества (поскольку при ее установлении учитывается, например, сегмент недвижимости, расположение, площадь и год постройки). Инвентаризационная же стоимость может быть существенно ниже рыночной цены. Поэтому рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ

Электронная квитанция

Начиная с 1 января 2015 года, все,

кто представляет электронные декларации, обязаны передать в инспекцию электронную квитанцию о приеме документов от налоговой инспекции: требований о представлении документов или пояснений, уведомлений о вызове в инспекцию. Срок для передачи квитанции — в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговиками (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Блокировка счетов

С 2015 года у налоговиков появились новые дополнительные основания для блокировки счетов. Так, счет могут заблокировать, если вы не направите в налоговую квитанцию о приеме документов. Есть еще новшество – срок, когда может быть принято решение о приостановлении операции по счетам в связи с непредставлением отчетности, теперь ограничен тремя годами с момента истечения 10 рабочих дней после окончания установленного срока (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Но при этом банкам запрещено открывать нарушителям как новые счета, так и вклады и депозиты (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Камеральная проверка

Новшество 2015 года касается проверок НДС. При выявлении противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении налога к уплате или о завышении налога к возмещению, налоговики будут истребовать счета-фактуры и прочие документы (включая договоры), относящиеся к вызвавшим сомнение операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Кроме этого, они могут провести осмотр территорий, помещений, документов и предметов не только при выявлении противоречий и несоответствий, но и просто при заявлении налоговых вычетов по НДС (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

Новый проверяющий орган НДС

Образована межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю. Она будет всесторонне контролировать плательщиков НДС, выявлять противоречия в сведениях и их причины, предупреждать злоупотребления с вычетами, давать терорганам предложения о проверках и организовывать их.

Новый вид контроля

Вступил в силу с 2015 года новый раздел Налогового кодекса — V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» (для крупных налогоплательщиков).

Контроль проводится в виде электронного информационного взаимодействия, когда налоговики получают оперативный доступ к информационным системам налогоплательщика, содержащим информацию бухгалтерского и налогового учета. Процедура добровольная. На время мониторинга налогоплательщик освобождается от всех видов налоговых проверок.

Безнадежная к взысканию недоимка

Узаконены новые основания для признания недоимки безнадежной к взысканию (ст. 59 НК РФ). Это задолженность на 1 января 2015 года, числящаяся за организациями, отвечающими признакам недействующего юридического лица и не находящимися в процедурах банкротства.

Договор о консолидированной группе

Если договор (п. 1 ст. 25.1 НК РФ) или изменения к нему о присоединении новых участников группы зарегистрированы в течение 2014 года, то их действие начнется только с 1 января 2021 года (ст. 8 Закона от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ).

Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица

Вступила в силу с 1 января 2015 года новая глава 3.4 Налогового кодекса — «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица». В ней установлен порядок контроля прибыли, полученной в оффшорных компаниях. Положения главы 3.4 НК РФ нужно учитывать при расчете налоговой базы контролирующего лица (ст. 25.15 НК РФ).

Установлена ответственность контролирующего лица, в частности, штраф в размере 100 000 за непредставление финансовой отчетности и аудиторского заключения вместе с декларацией (п. 1.1 ст. 126 НК РФ) и за не уведомление о контролируемых иностранных компаниях (ст. 129.6 НК РФ). А за не включение в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании — штраф в размере 20 процентов от суммы налога, но не менее 100 000 рублей (ст. 129.5 НК РФ).

Сообщения в налоговую инспекцию

С 1 января 2015 года налогоплательщики обязаны сообщать в налоговую инспекцию информацию (пп. 2 п. 2, п. 3.1ст. 23 НК РФ):

  • об участии в российских и иностранных организациях (если доля участия превышает 10 процентов);
  • об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними;
  • о контролируемых иностранных компаниях.

Иностранные компании

Если у иностранной компании есть недвижимое имущество, облагаемое налогом на имущество организаций, то она обязана сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения недвижимости о своих учредителях или участниках (п. 3.2 ст. 23 НК РФ).

Если у иностранной компании есть аккредитованные филиалы или представительства, направлять в налоговую инспекцию заявления о постановке их на учет не нужно (налоговики зарегистрируют их сами на основании данных госреестра). По остальным подразделениям заявление нужно (п. 3ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества при реорганизации

С 1 января 2015 года если компания получила недвижимость в результате реорганизации, налоговая инспекция поставит ее на учет по этому основанию самостоятельно на основании данных из ЕГРЮЛ (

п. 5.2 ст. 83 НК РФ).

Рассчитывать налог будут налоговые инспекции

Налог на имущество — местный налог, который будет регулироваться не только НК РФ, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Налоговики на местах будут рассчитывать сумму налога и направлять собственникам имущества уведомления об уплате. Поскольку подобные вопросы иногда встречаются, сразу отметим: никакой аналогии с НДФЛ здесь нет, соответственно, ни собственникам имущества, ни бухгалтерии по месту работу собственника заниматься расчетом налога не придется.

Налог будет вводиться в действие субъектами РФ

Для введения налога каждый субъект РФ должен будет: 1) определить порядок определения кадастровой стоимости имущества; 2) установить единую дату, с которой на территории субъекта РФ налоговая база по налогу будет определяться исходя из кадастровой стоимости.

До осуществления этих процедур для расчета налога будет применяться действующий сейчас порядок. То есть налог будет рассчитываться исходя из инвентаризационной стоимости имущества (ст. 402 НК РФ).

При этом необходимо учитывать, что субъекты РФ вправе ввести новый порядок расчета налога уже с 1 января 2015 года. Однако для этого они должны принять и опубликовать соответствующий региональный закон не позднее 1 декабря 2014 года.

НАЛОГИ

Налог на добавленную стоимость

Декларация

Начиная с отчетности за I квартал 2015 года нужно представлять декларацию по НДС по новой форме. Она утверждена приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/[email protected]

Теперь в декларацию нужно включать сведения, содержащиеся:

  • в книге покупок и книге продаж;
  • в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (когда деятельность осуществляется на основе посреднических договоров в интересах другого лица);
  • в выставленных счетах-фактурах (теми, кто выставляет покупателям счета-фактуры с НДС, но не является налогоплательщиком или является налогоплательщиком, освобожденным от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению).

Сроки представления декларации и уплаты НДС

С 1 января 2015 года они «сдвинуты». Представлять декларацию следует не позднее 25 числа месяца, который следует за отчетным кварталом (п. 5 ст. 174 НК РФ), а уплачивать налог следует не позднее 25 числа месяца (п.1 ст. 174, п. 5 ст. 173 НК РФ).

Если плательщики НДС, которые обязаны отчитываться в электронном виде, представят декларацию по НДС на «бумаге» (в том числе и уточненную, подаваемую после 1 января 2015 года), то такая декларация не будет считаться представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Обратите внимание!

Представление декларации в бумажной форме может привести к негативным последствиям:

  • привлечение к ответственности по статье 119 Налогового кодекса;
  • приостановление операций по счетам на основании пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса.

Журнал учета полученных и выставленных счетов фактур

С 1 января 2015 года плательщики НДС не обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов фактур (п. 3 ст. 169 НК РФ). Поэтому при подтверждении права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС представлять копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур в составе документов с 1 января 2015 года не требуется (п. 6 ст. 145 НК РФ).

Вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур обязаны в случае выставления счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ НК РФ):

  • посредники, ведущие деятельность по договорам транспортной экспедиции;
  • посредники, ведущие деятельность от своего имени (в рамках договоров комиссии или агентских договоров);
  • застройщики.

Посредники, не являющиеся налогоплательщиками и налоговыми агентами по НДС или освобожденные от уплаты НДС, теперь обязаны сдавать в налоговую инспекцию журнал учета счетов-фактур в электронной форме через оператора ЭДО до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5.2 ст. 174 НК РФ).

Счет-фактура

Поправки в правила заполнения счетов-фактур внесены постановлением правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 1279 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 26.12. 11 № 1137». С 1 января 2015 г. комитенты (принципалы) и комиссионеры (агенты) могут составлять сводные счета-фактуры при закупке (продаже) товаров у нескольких продавцов (покупателей). Налогоплательщики вправе вносить в счета-фактуры дополнительные графы и строки для указания дополнительной информации.

Восстановление НДС

Порядок восстановления НДС при переходе на освобождение от уплаты налога с 1 января 2015 г. поменялся (п. 8 ст. 145 НК РФ):

  • если освобождение применяется с первого месяца квартала, то НДС следует восстанавливать в последнем квартале (налоговом периоде) перед использованием освобождения, а не перед отправкой уведомления;
  • если освобождение применяется со второго или третьего месяца квартала, то НДС восстанавливается в том квартале, с которого используется освобождение.

Стало хуже

С 1 января 2015 года восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по товарам (работам, услугам, правам), которые будут использоваться в дальнейшей предпринимательской деятельности, теперь придется не только при переходе с общего режима на УСН или ЕНВД, но и при переходе на ПСН (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Новое в 2015 году →
В каких случаях нужно восстанавливать НДС, уточняйте в Бераторе
Информация открыта для бесплатного просмотра.

Стало лучше

С 1 января 2015 года норма о восстановлении НДС по товарам (работам и НДС по которым принят к вычету, но которые используются в операциях, облагаемых налогом по нулевой ставке, исключена (ранее это был подпункт 5 пункта 3 статьи 170 НК РФ).

Налоговые агенты

С 1 января 2015 г. покупатель имущества должника-банкрота не является налоговым агентом по НДС – утратил силу пункт 4.1 статьи 161 НК РФ. Одновременно в подпункте 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ закреплено, что при реализации имущества и имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), объект обложения НДС отсутствует.

Налоговые вычеты

С 1 января 2015 года вычет нормируется только по представительским расходам: исключен абзац 2 пункта 7 статьи 171. В нем говорилось, что если при расчете налога на прибыль расходы учитываются по определенным нормативам, то НДС по таким расходам принимается к вычету в пределах норм. Значит, НДС по нормируемым в целях налога на прибыль расходам с 2015 года можно принимать к вычету в полном объеме. Ограничение осталось только в отношении представительских расходов, поскольку продолжает действовать абзац 1 пункта 7 статьи 171 НК РФ. В нем говорится о том, что вычетам подлежат суммы НДС, которые уплачены по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль, а среди этих расходов нормируются только представительские расходы.

Стало лучше

С 1 января 2015 г. налоговые вычеты по НДС можно переносить. Это позволяет пункт 1.1статьи 172 НК РФ. Теперь вычет можно заявлять не позднее трех лет после принятия налогоплательщиком на учет приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Обратите внимание: перенос вычета не касается тех сумм налога, которые учитываются в стоимости приобретенных ценностей.

Стало лучше

С 2015 года вычет по «опоздавшим» счетам-фактурам можно заявлять в периоде принятия товаров на учет, если счет-фактура получен по окончании налогового периода, но до наступления срока представлении декларации (абз. 2 п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Какое имущество будет облагаться налогом

Налог будет начисляться на перечисленное ниже имущество (ст. 401 НК РФ):

  • жилой дом;
  • жилое помещение (квартира, комната);
  • гараж, машино-место;
  • единый недвижимый комплекс;
  • объект незавершенного строительства;
  • иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом законодатель установил, что жилые строения, которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства будут относиться к жилым домам.

Для сравнения заметим, что в действующем перечне объектов налогообложения не упоминаются, например, машино-места, объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы (ст. 2 Закона № 2003-1). То есть перечень налогооблагаемых объектов расширен.

Имущественные налоги с 2015 года

(Федеральный закон от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»)
ЧАСТЬ I НК РФ
П. 9.1 ст. 85 НК РФ

установлено, что органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно
до 1 марта
представлять в налоговые органы по месту своего нахождения
сведения об инвентаризационной стоимости
недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

С 1 января 2015 года

данное положение
утрачивает силу
.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

В настоящее время согласно п. 2 ст. 387 НК РФ

устанавливая земельный налог,
представительные органы муниципальных образований
(законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
определяют налоговые ставки
в пределах, установленных главой 31 НК РФ,
порядок и сроки уплаты налога
.

С 1 января 2015 года
порядок и сроки уплаты налога
представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) будут устанавливать
только для налогоплательщиков-организаций
.

С 1 января 2015 года
не признаютсяобъектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
(
п.п. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ
).

П. 1 ст. 391 НК РФ

установлено, что
налоговая база
определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода

, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его
кадастровая стоимость на дату постановки
такого земельного участка
на государственный кадастровый учет
.

С 1 января 2015 года изменение кадастровой стоимости

земельного участка
в течение налогового периода не учитывается
при определении налоговой базы
в этом и предыдущих налоговых периодах
, если иное не предусмотрено
п. 1 ст. 391 НК РФ
.

Изменение кадастровой стоимости

земельного участка
вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом
, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости,
учитывается при определении налоговой базы
начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости

земельного участка
по решению комиссии по рассмотрению споров
о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
,
сведения о кадастровой стоимости
, установленной решением указанной комиссии или решением суда,
учитываются
при определении налоговой базы
начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости
, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ
налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму
в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении
инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года
.

С 1 января 2015 года

указанная
льгота применяется в отношении инвалидовIиII групп инвалидности
.

Без ограничения срока установления инвалидности

.

Согласно ст. 396 НК РФ
сумма налога исчисляется
по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

П. 7 ст. 396 НК РФ

установлено, что
в случае возникновения
(
прекращения
)
у налогоплательщика
в течение налогового (отчетного) периода
права собственности
(постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения)
на земельный участок
(его долю)
исчисление суммы налога
(суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка
производится с учетом коэффициента
, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

В настоящее время если возникновение

(
прекращение
) указанных прав
произошло до 15-го числа
соответствующего месяца включительно,
за полный месяц принимается месяц
возникновения указанных прав.

Если возникновение

(
прекращение
) указанных прав произошло
после 15-го числа
соответствующего месяца,
за полный месяц принимается
месяц прекращения указанных прав.

С 1 января 2015 года

данная норма прописана боле четко и структурированно.

Если возникновение права собственности

(постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю)
произошло до 15-го числа
соответствующего месяца включительно или
прекращение указанного права произошло после 15-го числа
соответствующего месяца,
за полный месяц принимается
месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права

собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю)
произошло после 15-го числа
соответствующего месяца или
прекращение указанного права произошло до 15-го числа
соответствующего месяца включительно,
месяц возникновения
(
прекращения
)
указанного права не учитывается
при определении коэффициента.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Согласно ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций

определяется как
среднегодовая стоимость имущества
, признаваемого объектом налогообложения.

С 1 января 2014 года

действует норма, согласно которой
налоговая база в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества
определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года
налогового периода в соответствии со
ст. 378.2 НК РФ
.

Ст. 378.2 НК РФ

устанавливает
особенности определения налоговой базы
, исчисления и уплаты налога
в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
.

Налоговая база

определяется с учетом особенностей, установленных
ст. 378.2 НК РФ
,
как кадастровая стоимость имущества
, утвержденная в установленном порядке,
в отношении следующих видов недвижимого имущества
, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры

(комплексы) и помещения в них;

2)
нежилые помещения
, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости
предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3)

объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

С 1 января 2015 года

налоговая база определяется как кадастровая стоимость
также в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств
в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (
п.п. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ
).

Напомним, что особенности определения налоговой базы

исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1, 2 и 4
должны быть установлены законом субъекта РФ
.

При этом такой закон может быть принят только после утверждения субъектом РФ

в установленном порядке результатов определения
кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества
.

После принятия такого закона

переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1, 2 и 4
как их среднегодовой стоимости не допускается
.

С 1 января 2015 года
изменение кадастровой стоимости
объектов налогообложения в течение налогового периода
не учитывается
при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

Изменение кадастровой стоимости объектов

налогообложения
вследствие исправления технической ошибки
, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров

о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением
указанной комиссии или решением суда,
учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода
, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С 1 января 2015 года

утрачивает силу Закон РСФСР от 09.12.1991 г. № 2003-1
«О налогах на имущество физических лиц»
.

Одновременно вступает в силу новая глава
32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ
.

Согласно ст. 400 НК РФ
налогоплательщиками налога на имущество физических лиц
признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со
ст. 401 НК РФ
.

Объект налогообложения

В настоящее время объектами налогообложения признаются следующие виды имущества

:
1)
жилой дом;
2)
квартира;
3)
комната;
4)
дача;
5)
гараж;
6)
иное строение, помещение и сооружение;
7)
доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п. 1–6 (ст. 2 Закона № 2003-1).

С 1 января 2015 года
объектом налогообложения признается
расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя)
следующее имущество
:
1)
жилой дом;
2)
жилое помещение (квартира, комната);
3)
гараж,
машино-место
;
4)единый недвижимый комплекс
;
5)объект незавершенного строительства
;
6)
иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом жилые строения, расположенные на земельных участках

, предоставленных для ведения личного подсобного,
дачного
хозяйства,
огородничества
, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся
к жилым домам
.

То есть дача

по-прежнему будет считаться объектом налогообложения, но относиться она будет к жилым домам.

Облагаться налогом будет теперь и машино-место

.

В настоящее время объекты незавершенного строительства

не являются объектом налогообложения.

Как разъяснила ФНС РФ в письме от 24.08.2011 г. № ЗН-3-11/[email protected], ст. 5 Закона № 2003-1 установлено, что исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества, передаваемых органами, осуществляющими государственный технический учет.

В соответствии с п. 2.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности

, утвержденного приказом Минстроя РФ от 04.04.1992 г. № 87,
оценке для целей налогообложения
налогом на имущество физических лиц
не подлежат строящиеся строения
.

Поэтому объект незавершенного строительства

не подлежит оценке для целей налогообложения и согласно ст. 2 Закона № 2003-1
не является объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц
.

С 1 января 2013 года

государственный технический учет и
расчет инвентаризационной стоимости
объектов недвижимости
не осуществляется
.

На территории всех субъектов РФ подведомственные Росреестру государственные бюджетные учреждения осуществляют государственный кадастровый учет

зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

С 1 января 2015 года
объект незавершенного строительства
будет являться
объектом налогообложения
.

В настоящее время особенности исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей собственности нескольких лиц

, определены в ст. 5 Закона № 2003-1.

Однако, как отметила ФНС РФ в письме от 12.04.2013 г. № БС-3-11/[email protected], указанные положения не распространяются на общее имущество в многоквартирном доме

, поскольку в данном случае объектом права собственности собственников помещений в квартире (доме) будет выступать соответственно квартира или комната, а не весь жилой дом.

С 1 января 2015 года п. 3 ст. 401 НК РФ

устанавливается, что
не признается
объектом налогообложения
имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома
.

Налоговая база

Глава 32 НК РФ устанавливает два варианта

определения налоговой базы:
исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости объектов налогообложения
.

С 1 января 2015 года
ст. 402 НК РФ
установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из
их кадастровой стоимости
.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен

нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
после утверждения
субъектом РФ в установленном порядке
результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества
.

По общему правилу законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ должен в срок до 1 января 2020 года

установить
единую дату начала применения
на территории этого субъекта РФ
порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения
.

Обратите внимание!

Начиная с 1 января 2021 года

определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц
исходя из инвентаризационной стоимости
объектов налогообложения
не производится
.

В случае утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ

(
за исключением
городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
вправе установить в срокдо 20 ноября 2014 года
единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения
с 1 января 2015 года
.

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения) о введении на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения я) с 1 января 2015 года

налога на имущество физических лиц должны быть
опубликованыне позднее 1 декабря 2014 года
.

Обратите внимание!

Если субъектом РФ не принято решение

об определении налоговой базы
исходя из кадастровой стоимости
, то
налоговая база
в отношении объектов налогообложения
определяется исходя из их инвентаризационной стоимости
.

Однако в отношении административно-деловых центров и торговых центров

(комплексов) и помещений в них, нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает
размещение офисов, торговых объектов
, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо
которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов
, объектов общественного питания и бытового обслуживания,
включенных субъектами РФ в соответствующий перечень, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости
указанных объектов налогообложения(
п. 7 ст. 378.2 НК РФ
).

В случае, если объект недвижимого имущества образован в течение текущего налогового периода в результате раздела объекта

недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества,
включенными в перечень по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода
, указанный
вновь образованный объект
недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным
ст. 378.2 НК РФ
,
подлежит налогообложению по кадастровой стоимости
, определенной на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет до включения его в перечень (
абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ
).

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения

Согласно ст. 403 НК РФ налоговая база

определяется в отношении каждого объекта налогообложения
как его кадастровая стоимость
, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база

в данном налоговом периоде определяется
как его кадастровая стоимость на дату постановки
такого объекта на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости

объекта имущества в течение налогового периода
не учитывается
при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.

Изменение кадастровой стоимости

объекта имущества
учитывается
в тех же случаях, что и по налогу на имущество организаций (
см. стр. 22 данного номера «А-Э»
).

Налоговые вычеты

Установлены налоговые вычеты в отношении разных объектов налогообложения

при определении налоговой базы исходя из
кадастровой стоимости
.

Налоговая база в отношении квартиры

определяется как ее
кадастровая стоимость, уменьшенная
на величину кадастровой стоимости
20 кв. м общей площади
этой квартиры.

Налоговая база в отношении комнаты

определяется как ее кадастровая стоимость,
уменьшенная
на величину кадастровой стоимости
10 кв. м площади
этой комнаты.

Налоговая база в отношении жилого дома

определяется как его кадастровая стоимость,
уменьшенная
на величину кадастровой стоимости
50 кв. м общей площади
этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса

, в состав которого входит
хотя бы одно жилое помещение
(
жилой дом
), определяется как его кадастровая стоимость,
уменьшенная на 1 000 000 рублей
.

При этом в случае, если

при применении данных налоговых вычетов
налоговая база принимает отрицательное значение
, в целях исчисления налога
такая налоговая база принимается равной нулю
.

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) вправе увеличивать размеры налоговых вычетов

.

Порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения

В случае непринятия субъектом РФ решения о применении кадастровой стоимости

налоговая база
по-прежнему будет определяться
в отношении каждого объекта налогообложения
как его инвентаризационная стоимость
, исчисленная
с учетом коэффициента-дефлятора
на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Окончание – в следующем номере.

Налоговая база и налоговые вычеты

Налоговая база по налогу будет определяться в отношении каждого объекта недвижимости как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости. Однако новой главой НК РФ предусмотрены налоговые вычеты. По сути, они представляют из себя значения, на которые уменьшается кадастровая стоимость имущества (ст. 403 НК РФ). Эти значения мы обобщили в таблице.

Уменьшение кадастровой стоимости при расчете налоговой базы (налоговые вычеты)

Объект недвижимости Уменьшение кадастровой стоимости
Квартира Уменьшается на величину кадастровой стоимости 20-ти кв. метров общей площади этой квартиры.
Комната Уменьшается на величину кадастровой стоимости 10-ти кв. метров площади этой комнаты.
Жилой дом Уменьшается на величину кадастровой стоимости 50-ти кв. метров общей площади этого жилого дома.
Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) Уменьшается на один миллион рублей.

Пример Предположим, что кадастровая стоимость квартиры составляет 3 330 000 рублей. Кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры — 58 421 рубль. В таком случае размер налогового вычета составит 1 168 420 руб. (58 421 руб. × 20). В результате налоговая база будет равняться 2 161 580 руб. (3 330 000 руб. – 1 168 420 руб.).

Добавим, что размер обозначенных налоговых вычетов может увеличиваться местными властями. В результате увеличения вычетов налоговая база может принимать даже нулевое значение.

Ставки налога

Новой статьей 406 НК РФ определены налоговые ставки по налогу на имущество, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости:

  • до 0,1% — для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест;
  • до 2% — для административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей;
  • до 0,5 % — для прочих объектов налогообложения.

Пример Если кадастровая стоимость квартиры составляет 3 330 000 рублей, кадастровая стоимость квадратного метра данной квартиры — 58 421 рубль, а налоговая база после использования вычета —2 161 580 рублей, сумма налога к уплате составит 2 161,58 руб. (2 161 580 руб. × 0,1 %).

При этом муниципальные образования вправе изменять ставку 0,1%, установленную для квартир, домов и гаражей. Местные власти могут повысить данную ставку, но не более, чем в три раза, или понизить ее до нулевого значения.

Также допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от:

  • кадастровой или суммарной инвентаризационной стоимости объекта;
  • вида объекта;
  • места его нахождения;
  • видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Налоговые льготы

Законодатель сохранил налоговые льготы по налогу на имущество физлиц (ст. 407 НК РФ, ст. 4 Закона № 2003-1). Так, по-прежнему, не будут уплачивать имущественный налог пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства. Заметим, что налоговая льгота представляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика. Для получения льготы потребуется до 1 ноября уведомить налоговый орган об объектах, в отношении которых будет применяться налоговая льгота. Если собственник не направит в инспекцию такое уведомление, то налоговая льгота будет предоставлена в отношении объекта с максимальной суммой налога.

Правила расчета налога в первые 4 года и другие переходные положения

Установлено, что начиная с 1 января 2021 года, налоговая база по налогу на имущество физических лиц будет исчисляться на всей территории РФ только исходя из кадастровой стоимости. Законодатель также ввел норму, которая не должна допустить резкого увеличения налоговой нагрузки.

Если сумма налога, рассчитанная «по-новому» окажется выше суммы налога, рассчитанной «по-старому», то в первые четыре года после введения в регионе новых правил, налог будет рассчитываться по следующей формуле:

Н = (Н1 — Н2) x К + Н2

Н — сумма налога к уплате; Н1 — сумма налога, рассчитанная «по-новому» (то есть из кадастровой стоимости); Н2 — сумма налога, рассчитанная «по-старому» (то есть из инвентаризационной стоимости); К — понижающий коэффициент. Коэффициент составит:

  • 0,2 — первый год;
  • 0,4 — второго год;
  • 0,6 — третий год;
  • 0,8 — четвертый год.

На пятый год, после того, как в регионе будет введен новый порядок расчета, налог будет исчисляться так, как было описано в приведенных выше примерах.

Расчет налога на имущество организаций

Максимальный граничный уровень ставки налога – 2,2%, исчисляемых от стоимости подлежащего налогообложению имущества. Стоит отметить, что сам размер налога зависит от:

  • региона;
  • категории плательщика;
  • вида имущества;
  • даты налогообложения.

Зачастую фактическая ставка налога в каждом регионе ниже от установленной предельной (примерно 1,5%). Это объясняется возможностями плательщиков и потребностями бюджета. К слову, в столице она 1,2, хотя граница обозначена в 1,7%. 1,2 х 5 200 000 = 62 400(5 200 000 + 4 900 000 + 4 600 000 + 4 300 000) /4 х ¼ х 2,2% = 26 125

Следовательно, предприятию придется уплатить 26, 125 тыс. руб. Однако отметим, что всем юрлицам с 01.01.16г. придется делать расчет исключительно по кадастровой стоимости.

Расчет налога по остаточной стоимости предполагает сложение сумм на первый день каждого месяца, поделенное на количество периодов, которое умножается на действующую ставку налога. То есть для указанного выше примера расчет имущественного налога будет выглядеть так:

Если имущественные объекты облагаются согласно кадастровой оценке, то обозначенную в перечне стоимость просто умножают на существующую ставку. Например, за Московский офисный центр стоимостью 5,2 млн. руб. придется уплатить 62, 4 тыс. руб.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]