Удобные методы расчета амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – примеры


Классы стойкости

Конечно, производители при маркировке моделей указывают класс стойкости и амортизационный срок. Считается, что первая цифра в маркировке говорит об этом. Однако все понимают, что такой способ определения срока эксплуатации автомобиля сомнителен. В идеале нужно смотреть на реальный опыт использования авто другими водителями, читать отзывы и получать прочие практические данные. Принято считать, что новые автомобили с первым, вторым или третьим классом служат от 3 до 5 лет, машины четвертого класса будут ездить 5-7 лет, пятого — рассчитаны на 7-10 лет службы.

Входят ли автомобили в реестр основных средств?

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года>;
  3. компания не собирается перепродавать объект;
  4. в будущем планируется получение прибыли от объекта.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» – Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).

От чего зависит реальный срок службы авто?

Стандартные расчеты срока службы для частного владельца не имеют значения. Их учитывают только для бухгалтерской отчетности компаний, на балансе которых находятся автомобили. Частному владельцу нужно лишь знать, что автомобиль нормально себя поведет при разных ситуациях на дорогах и сможет доставить его из одной точки в другую.

Можно вывести много критериев, которые влияют на реальный срок службы автомобиля вне зависимости от того, какой именно класс ему присвоен.

  1. Пробег за год. Безусловно, один из самых важных факторов тот, который определяет, как долго машина будет служить. Если автомобиль в течение десяти лет будет стоять в гараже, то он потеряет только свой внешний вид, однако состояние внутренних деталей и пар трения будет идеальным. Автомобили некоторых водителей за год пробегают 30-40 тысяч километров. Естественно, срок эксплуатации таких транспортных средств в годах будет ниже.
  2. Хранение транспорта. Это еще один важный фактор, который играет роль и определяет состояние автомобиля. Если автомобиль находится все время на улице, то будет иметь место коррозия на кузове. При гаражном хранении коррозии удается избегать в течение долгих лет.
  3. Своевременное обслуживание машины и замена всех предписанных «расходников» в сроки. Производитель в инструкции указывает, через какой пробег или время нужно менять масло, воздушные, бензиновые, масляные фильтры и т. д.
  4. Использование оригинальных расходных материалов и запчастей при обслуживании. Часто на рынке встречаются аналоги, которые стоят дешевле оригинальных запчастей. Использовать их не рекомендуется.
  5. Быстрое устранение возникающих неполадок при эксплуатации транспорта.
  6. Стиль езды, отношение к автомобилю.
  7. Состояние дорог. Автомобили в Европе служат гораздо дольше таких же марок в России. Одна из причин – это качество дорожного покрытия. Если транспортное средство большую часть времени будет ездить по идеально ровной дороге без выбоин, то прослужит дольше. В России и странах СНГ состояние дорог заметно хуже, чем и объясняются частые ремонты ходовых частей транспорта.

Определение амортизационной группы легковых авто

Согласно общепринятой классификации, действующей на территории Российской Федерации, легковые автомобили делятся на 5 классов. Ключевым критерием такого подразделения является объём двигателя. Выглядит это следующим образом:

  • класс 1 — относятся машины, где объём двигателя меньше значения 1,2 литра;
  • класс 2 — объём варьируется в пределах 1,2-1,8 литра;
  • класс 3 — машины с объёмом двигателя 1,8-3,5 литра;
  • класс 4 — транспортные средства, объём двигателя которых превышает 3,5 литра;
  • класс 5 — представительские авто, объём двигателя которых не играет решающей роли.

Важно! Автомобили представительского класса отечественного производства имеют числовой классификатор «5», который ставится первым в номере модели. Для транспортных средств иностранного производства такая классификация не предусматривается: принадлежность авто к высшему классу определяется производителем.

Классификация российских авто

Для определения класса отечественных автомобилей достаточно обращать внимание на номер модели: первая цифра соответствует классу. Например, ВАЗ 2109 указывает, что транспортное средство относится ко 2-му классу, обладает объёмом двигателя 1,2-1,8 литра, имеет срок полезного использования 3-5 лет.

Пример расчёта периода полезной эксплуатации

Приобретён автомобиль Suzuki в подержанном состоянии, бывший в эксплуатации полтора года. Объём двигателя машины 2,5 литра. Взяв за основу эти данные, можно без проблем рассчитать срок полезного использования. Для этого необходимо выполнить 3 простых действия:

  • определение амортизационной группы — объём двигателя указывает, что авто относится к 3 группе;
  • период полезного использования (общий) — для этой группы сроки варьируются в пределах 3-5 лет;
  • период полезного использования (оставшийся) — из общего срока вычитается период эксплуатации.

В результате, период полезной эксплуатации составит 1,5-3,5 года.

Авто представительского класса

Учитывая, что автомобили класса «Люкс» не определяются по критериям объёма двигателя, для них действуют другие параметры. Основными считаются 3 показателя:

  • длина — более 5 метров;
  • ширина — от 1,7 метра;
  • модель — по умолчанию к транспортным средствам представительского класса причисляются автомобили марок Mercedes, BMW, Lexus и другие авто с приставкой «премиум».

Вторичную определяющую роль играют такие параметры:

  • рыночная цена;
  • скоростные характеристики;
  • тип кузова;
  • комфортабельность салона;
  • безопасность: бронирование.

Нужно уточнить, что причислить автомобиль к представительскому классу помогает совокупность первостепенных и второстепенных признаков. Например, авто может подходить этой категории по размеру кузов и модели, но не соответствовать по вторичным показателям. В этом случае, авто включается в 3-4 амортизационную группу.

Кроме этого, российская и европейская классификации значительно отличаются. Например, на территории РФ подразделение машин идёт по объёму двигателя, в Европе ключевым параметром считается размер. Поэтому утверждение производителя, что иномарка относится именно к представительскому классу, не всегда соответствует действительности. Поэтому, чтобы отнести авто к высшей категории, необходимо экспертное заключение.

Как рассчитать амортизацию автомобиля

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

  1. Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
  2. Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
  3. Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:

Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в . Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.

Расчет амортизации автомобиля

Предположим, мы покупаем легковой автомобиль 2012 года выпуска, с объемом двигателя 1,4 л, габаритами от 3,6 до 3,9 м, пробегом 75 364 км в Барнауле. Новые автомобили данной марки стоят 600 000 р., продавец выставил цену 450 000 р.

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату.

Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя). Количество жителей в регионе – 700 тыс.

Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072,8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0,89

И1=0,4, Пф=75,4, И2=0,89, Дф=5, А2=1,12 , А3=1,07 , А4=1,050

Высчитаем значение самостоятельно:

(И1хПф+И2xДф)хА2xА3xА4=(0,4х75,4+0,89х5)х1,12х1,07х1,050=43,55 %

Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах:

600 000х43,6/100=261 600

Стоимость автомобиля на 2021 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе . Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0,2)=270 720 руб.

Теперь вы знаете, как рассчитать амортизацию автомобиля и при торге можете оперировать полученными данными.

Расчет амортизации на 1 км пробега

Помимо потери в цене от износа, автомобиль требует затрат на обслуживание. Чтобы посчитать амортизацию на 1 км пробега, нам потребуются следующие данные:

  1. Эксплуатационный расход топлива на 100 км и цена 1л топлива.
  2. Показания пробега за год.
  3. Стоимость страховки за год.
  4. Стоимость техобслуживания за год.
  5. Амортизация (потеря стоимости) за год.
  6. Величина дорожного налога за год.

Цена топлива на 1км рассчитывается по формуле: расход/100*цена 1л. Разделите цены из пунктов 3,4,5,6 на количество км из пункта 2. Сложите получившиеся значения, у вас получится стоимость 1 км пробега вашего автомобиля.

Онлайн-сервисы по расчету амортизации

Для расчета амортизации автомобиля на 1км воспользуйтесь калькулятором , более подробный вариант

Бухгалтерские расчеты производят в специальных программах, например, 1С. Но можно воспользоваться и сервисами онлайн — ,

При ДТП используются расчеты износа деталей, узлов, кузова. Вручную посчитать можно, но в формулах используются логарифмы, поэтому проще воспользоваться специальным калькулятором: , .

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/пАмортизационная группаСПИ, летВид транспорта
12от двух до трехГрузопассажирские подъемники с платформами
23от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров>;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров>;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн>;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
34от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами>;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров>;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту>;
  4. Троллейбусы>;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
45от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров>;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн>;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Установить срок полезного использования грузового автомобиля

Для грузовиков время эффективной работы, целесообразного содержания определяется аналогично легковушкам. Находятся группы амортизации, коды ОКОФ. Из расшифровок видно, что:

  • Транспорт грузоподъемностью не более 3,5 тонн относится к 3-й группе;
  • Срок полезного использования автокрана, а также самосвалов, бортовых, фургонов свыше 60 до 84 месяцев включительно;
  • В пятую группу вошли грузовые авто с грузоподъемностью от 3,5 т, мусоровозы, прицепы, тягачи.

В Классификаторах срок амортизации грузового автомобиля зависит не от объема двигателя, используемого топлива. Решающее значение имеют перевозимый, поднимаемый вес и техническое оснащение.

Специализированные средства перевозки разбросаны по разным группам. Пример: штабелеры эксплуатируются наравне с мусоровозами, а бетоновоз и автопогрузчик срок полезного использования имеют равный автокрану. Поэтому, ставя на баланс имущество надо учитывать характеристики, указанные производителем. И по ним точно устанавливать категорию транспортного средства – это поможет избежать споров с контролирующими органами.

Знание, как определить срок полезного использования автомобиля, необходимо в бухгалтерском учете не только для правильного начисления износа, но и для страхования имущества. Оба расхода уменьшают налогооблагаемую прибыль, и инспекторы придирчиво проверяют объекты.

В процессе работы организация может устанавливать на транспортное средство новое оборудование взамен пришедшему в негодность или с целью улучшить эксплуатационные параметры. От вида новшеств зависит амортизация автомобиля, срок полезного использования. Пример: на бортовой грузовик поставили фургон – грузоподъемность снизилась за счет увеличения общей массы.

Как рассчитывается в бухучете?

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

Автобус

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

Пример

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Как рассчитать амортизацию автомобиля

Амортизация легкового автомобиля рассчитывается таким способом:

за основу необходимо взять стоимость транспортного средства при его покупке; далее важно найти срок полезного использования автомобиля. Все зависит от той амортизационной группы, к которой принадлежит данная марка; единицу поделить на срок полезного использования ТС (получится число меньше ; полученное число умножить на стоимость ТС при покупке.. Это и будет сумма амортизации легкового авто

Это и будет сумма амортизации легкового авто.

Существует другой способ расчета уровня изношенности автомобиля, который заключается в следующем:

  • проводится вычисление расчетного износа по специальным формулам;
  • полученное число умножается на балансовую (стоимость при покупке) цену автосредства.

Расчет амортизации авто на 1 километр проводится так:

  • ведется учет стоимости всех затрат по уходу за вашим транспортным средством (охладительные жидкости, масла, стоимость расходных материалов) за год;
  • высчитывается километраж, который преодолел ваш автомобиль за 12 месяцев;
  • расходы делятся на километраж, в результате чего получается стоимость амортизации автомобиля на 1 километр его пути.

Амортизация личного автомобиля в служебных целях просчитывается с учетом данных из таблиц, которые размещены в РД 37.009.015-98 (с Изменениями N 1, N 2, N

Важно учитывать, что износ авто, которое используется в коммерческих целях, будет намного больше, чем естественное старение машины, которой пользуется семья для личных нужд.. Примеры расчета амортизации авто даны в этом видео:

Примеры расчета амортизации авто даны в этом видео:

Примеры

Теперь рассмотрим примеры расчета амортизации автомобиля.

По линейному методу берется срок полезного использования. Согласно норм Постановления Правительства РФ от 1.01 2002 г. № 1 автомобили могут относится к 3, 4 и 5 группе амортизации. В нашем случае будет браться 3 группа (от 3 до 5 лет полезного использования). Для получения суммы амортизации мы должны провести следующие действия:

  1. 1:5 =20% в год автомобиль теряет в своей стоимости;
  2. 20%х3=60% (ТС используется уже 3 года);
  3. 1 726 000Х60% = 1035600 (потерянная стоимость);
  4. 1726000-1035600 = 690400 (цена автомобиля после 3 лет использования).

Теперь проведем расчет по километражу пробега с использованием данных по расчетному износу на 1000 километров (Приложение И к РД 37.009.015-98(с Изменениями N 1, N 2, N . Данный автомобиль можно отнести к группе авто среднего класса с габаритами от 3,9 до 4,4 метра. Расчетный износ на 1000 километров пробега для данной группы автомобилей составляет 0,3%. Исходя из имеющихся данных проводим необходимые вычисления:

  1. 0,3% х 65 (пробег авто в тысячах км.)= 19,5%;
  2. 1 726 000 Х 19,5% = 336570;
  3. 1 726 000 — 336570 = 1 389430.

Проведем расчет амортизации на 1 километр. Для этого необходимо сумму естественного износа поделить на километраж пробега машины: 336570 : 65000 = 5,17 рубля

Еще один способ — это расчет по сумме чисел годов полезного использования машины. Для проведения расчетов по данному способу делаем такие действия: 1 +2 +3+ 4+ 5= 15.

Проводится расчет амортизации по годам. Способ предусматривает постепенное уменьшение амортизационных отчислений, поэтому за 3 года сумма амортизации будет такова:

  1. 5 :15 Х 1726 = 575,33 тыс. рублей;
  2. 4 :15 х 1726 = 460, 26 тыс. рублей;
  3. 3 :15 Х1726 = 345,2 тыс. рублей;
  4. 575,33 + 460,26+ 345,20 = 1380,79 (1 миллион 380 тысяч 790 рублей).

Остаточная стоимость автомобиля составляет 1 726 000 — 1 380 790 = 346 000 рублей.

Итак, после просчетов амортизации ТС несколькими способами, можно понять, что получить одинаковую четкую цифру практически невозможно.

Онлайн- калькулятор

Некоторые ресурсы в интернете предлагают рассчитать уровень износа автомобиля в режиме онлайн. Для получения процента необходимо в первую очередь знать тип вашего автомобиля:

  • легковой отечественного производства;
  • иномарка;
  • тягач;
  • грузовой автомобиль с подтипами;
  • автобус и т.д..

Правила заполнения информации в диалоговом окне таковы:

  • выбирается тип авто;
  • вводится срок гарантии от сквозной коррозии;
  • вводится дата выпуска машины;
  • отображается информация про пробег в километрах;
  • после введения данных необходимо нажать кнопку «Рассчитать».

Через несколько секунд будет получен ответ.

Износ автомобиля и методика его расчета рассмотрены в данном видео:

Грузовые машины

СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

  • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
  • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
  • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
    Для расчета используется формула: среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.
    Для проведения расчетов используется следующая формула: остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
    Для расчетов применяется следующая формула: начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Как рассчитать амортизацию автомобиля линейным способом пример

Важно помнить, что начисление износа производится только в период эксплуатации объекта, ведь только тогда он изнашивается. Если ОС простаивает, начисление износа неправомерно, и такие ситуации должны быть документально оформлены – именно из этих соображений и консервируют не занятое в деятельности имущество, а амортизация оборудования, расчет которой представлен в статье, имеет законный характер

Если ОС простаивает, начисление износа неправомерно, и такие ситуации должны быть документально оформлены – именно из этих соображений и консервируют не занятое в деятельности имущество, а амортизация оборудования, расчет которой представлен в статье, имеет законный характер.

В нашем случае СПИ закончится в апреле 2021 года, т. е. амортизация ОС будет продолжаться, и последнее начисление износа будет сделано в апреле 2021. Таковы основные правила начисления.

Расчет амортизации линейным способом: пример

ВАЖНО! До недавнего времени выбранный принцип начисления амортизации нельзя было поменять на другой на протяжении всего срока отчислений по этому объекту. С 01 января 2014 года организация вправе осуществить переход с нелинейного метода на линейный один раз в пятилетку

Для обратного перехода – с линейного на нелинейный – какие-либо временные ограничения отсутствуют, сделать это разрешено в любой момент, предварительно внеся поправки в положение об учетной политике предприятия.

— методы начисления амортизации основных средств: Как рассчитать амортизацию основных средств линейным способом Для определения величины месячных амортизационных отчислений линейным способом необходимо знать первичную стоимость объекта, его эксплуатационный срок и рассчитать амортизационную норму. 1.

Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

Поэтому так важно правильно начислять амортизацию по каждому объекту. Существуют линейный и нелинейный способы расчета амортизации

Компаниям и организациям законом дано право самостоятельного выбора способа начисления износа имущества. В учетной политике компании применение метода расчета амортизации фиксируется обязательно.

Законом установлено право перехода с одного метода начисления износа на другой только раз в пять лет.

Начисление амортизации линейным способом и его особенности

Амортизация бывшего в употреблении имущества Часто в распоряжение организации попадают объекты, бывшие в употреблении, например:

  • объекты, приобретенные уже в не новом состоянии;
  • имущество, полученное как взнос в уставный капитал;
  • основные средства, перешедшие к предприятию на основании правопреемства после реорганизации юридического лица.

Схема и порядок начисления амортизации линейным способом для таких объектов будут такими же, как и с новым имуществом. Единственное отличие для основных средств, бывших в эксплуатации состоит в расчете срока полезной службы. Для того чтобы его определить нужно от срока эксплуатации, установленного предыдущим владельцем, вычесть количество лет (месяцев) его фактического использования.

Пример расчета амортизации линейным способом. амортизация основных средств

Внимание Согласно статьи 259.1 НК РФ организации в целях налогообложения прибыли могут применять линейный метод начисления амортизации. Метод начисления амортизации должен быть указан в учетной политике организации

Рассмотрим расчет линейного метода амортизации.

При линейном методе сумма начисленной амортизации за месяц рассчитывается как произведение его первоначальной (либо восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного имущества. При определении нормы амортизации нужно воспользоваться формулой:.

1K = x 100%,. n где K — норма амортизации в процентах (рассчитывается к первоначальной или восстановительной стоимости объекта амортизируемого имущества);n — срок полезного использования в месяцах. Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию данного имущества.

Какие права имеет покупатель до окончания срока службы автомобиля?

Даже после окончания гарантийного периода, если срок службы еще не подошел к концу, вы имеете право на устранение существенных недостатков автомобиля, при их обнаружении.

Конечно, доказать, что данный недостаток является существенным и появился не по вашей вине, а является дефектом производства, будет не просто. Скорее всего для решения данного вопроса вам придется обратиться в суд, где с помощью независимых экспертов и опытных юристов вы сможете отстоять свои права.

Вам удалось доказать, что недостаток является существенным. Что дальше?

Если вы смогли доказать, что существенный недостаток проявился по причине заводского брака, то дилер в течение 20 календарных дней обязан отремонтировать ваш автомобиль. Если этого не произошло, вы имеете право требовать полной компенсации стоимости машины! Да, все верно, полной стоимости без учета амортизации.

В теории все легко и просто. Но, как показывает наша многолетняя практика, доказать в суде, что недостаток является заводским браком, после 5 лет использования машины, практически невозможно без помощи опытного юриста. Не затягивайте сроки, если у вас есть претензии к качеству вашего автомобиля, лучше сразу проконсультируйтесь с автоюристом, узнайте свои права и начинайте действовать!

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Амортизационные группы автотранспортных средств

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III — свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группаНаименование автотранспортного средства
IIIАвтомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л); Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно; Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IVАвтомобили легковые малого класса для инвалидов; Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автобусы дальнего следования; Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно; Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы); Автокатафалки; Автобетоновозы; Автолесовозы; Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
VАвтомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса; Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно; Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т; Автомобили-тягачи седельные; Автогидроподъемники; Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г.

Начиная с 01.01.17 г., действует обновленная версия этого законодательного акта (введена в силу постановлением правительства № 640 от 07.07.16 г.). Поправки касаются новых кодов ОКОФ, используемых с 2021 г.

Какие амортизационные сроки установлены сейчас для грузового транспорта? В каком порядке утверждаются СПИ (сроки полезного использования) для автомобилей, приобретенных до 2021 г.? Разберемся в особенностях выбора амортизационной группы для автомобиля грузового согласно действующему законодательству.

Сроки полезной эксплуатации авто по классам

В соответствии с положениями статьи 258 НК, всё амортизируемое имущество подразделяется на 10 групп. Если проводить подразделение по классам, легковые автомобили подходят под критерии 2 групп:

  • 3 группа — охватывает малолитражки и авто среднего класса. Сюда входят авто 1-3 класса включительно. Сроки полезного использования установлены периодом 3-5 лет;
  • 5 группа — относится к транспортным средствам представительского класса, устанавливает срок полезной эксплуатации 7-10 лет.

Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 258 Налогового кодекса РФ «Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)»

Как определить срок полезного использования легкового автомобиля

Статья 258 НК устанавливает 10 амортизационных категорий имущества, систематизированных по периодам минимальной и максимальной эффективности. К какой группе относится принятый на баланс организации транспорт, раскрывает Классификатор основных средств. В нем сгруппированы ОС по присвоенным номерам согласно стандарту ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов).

Чтобы найти, какой срок полезного использования автомобиля, сначала выбираются группы, в которые он может входить. Затем через ОКОФ уточняются параметры.

Пример

Предприятие купило ВАЗ 2172 (Приора). В Классификаторе находим, что легковушки включены в 3, 4, 5 категории, в которых срок полезного использования автомобиля варьируется от 36 до 120 месяцев. Но в четвертой специализированные модели для инвалидов, а в пятой указан объем двигателя 3,5 л и высший класс. Отечественные авто предназначены для средних слоев населения и суммарная вместимость цилиндров Приоры по техническому паспорту составляет 1,6 л.

В третьей группе срок полезного использования легкового автомобиля по классификатору равен 3-5 лет и указан общий код ОКОФ 310.29.10.2. Расшифровка значения покажет, что под разряд подпадают только новые машины с объемом двигателя от микролитражных до крупнолитражных, использующие дизель и бензин. Разделения на производителей в правовых актах нет. Важны техническая характеристика и дата выпуска.

Как определить срок амортизации легкового автомобиля б/у или без документов? Налоговый кодекс в п 12. ст. 258 относит подержанное имущество к той же группе, что и новое. Для выбора нормы рабочей пригодности предлагается 3 варианта:

  • Применять сроки амортизации автотранспорта, указанные в Классификаторе для новых объектов;
  • Исключить из принятого в Классификаторе периода время эксплуатации предыдущим собственником, применить для расчета оставшееся;
  • Использовать срок амортизации автомобиля, принятый предыдущим владельцем за минусом периода до приобретения.

Важно. Паспорт технического средства не подтверждает срок амортизации автомобиля, его эксплуатацию – решение АС Московского округа по делу № А40-191195/14 от 14.10.2015.

Самые надежные авто с большими сроками службы

Американская компания J.D. Power and Associates по результатам опроса 80 000 владельцев новых автомобилей составила рейтинг надежности машин. Аналитики компании по каждому производителю определяли количество проблем, которые имели место у 100 владельцев автомобилей в течение первых 90 дней эксплуатации. Первые места получили концерны, автомобили которых имели меньше всего проблем.

Второй год кряду первое место получает корейский концерн Kia. На 100 проданных новых автомобилей приходится в среднем 72 неисправности.

Второе место – корейская компания Genesis (дочерняя компания Hyundai) с результатом 77 неисправностей на 100 автомобилей.

Третье место – Porsche. На 100 проданных машин марок «Порше» приходится 78 поломок.

Остальные места в рейтинге получают следующие марки:

  • Ford.
  • Chrysler.
  • BMW.
  • Chevrolet.
  • Hyundai.
  • Lincoln.
  • Nissan.

Учитывая тот факт, что данные модели отличаются меньшим числом поломок, можно сделать вывод, что их срок службы продолжительнее по сравнению с автомобилями конкурентов. Однако при ненадлежащей эксплуатации даже они долго не прослужат.

Как продлить срок службы автомобиля?

Каждый более-менее опытный водитель прекрасно знает, что автомобиль должен обслуживаться своевременно и качественно. Если следовать рекомендациям производителя, то срок службы автомобиля в годах или километрах пробега можно существенно увеличить.

Вот перечень рекомендаций, которые необходимо выполнять:

  1. Строго в срок проходить технические осмотры и осуществлять ремонт в соответствии с правилами.
  2. Покупать только оригинальные запчасти. Неоригинальные аналоги, более дешевые в цене, в итоге могут привести к более серьезным поломкам.
  3. Не возить грузы, вес которых превышает максимальную грузоподъемность автомобиля.
  4. Придерживаться скоростных рамок и рекомендаций относительно переключения передач.
  5. Не повышать нагрузку на мотор без крайней необходимости. То есть не нужно резко стартовать или разгоняться до большой скорости и затем внезапно тормозить на светофорах. Важно сбавлять скорость при движении по плохой дороге. Так можно существенно снизить нагрузку на подвеску автомобиля и продлить ей жизнь.

Все это простые, знакомые всем действия, которых мало кто придерживается. Впрочем, если следовать рекомендациям производителя, ухаживать за автомобилем и не перегружать его, то спустя десятилетия железный конь будет выглядеть как новый. Даже после продажи такой транспорт будет успешно эксплуатироваться годы и не доставит новому владельцу никаких проблем. Поэтому не стоит экономить на техническом осмотре и оригинальных запчастях, ведь все это позволит избавиться от проблем в будущем.

Масло

Отдельный вопрос обстоит с маслом. Дело в том, что смазка играет одну из самых важных ролей при эксплуатации двигателей. Стоит один раз залить неподходящую смазку — и мотор может быть серьезно поврежден.

Мало придерживаться рекомендаций производителя относительно использования масла. Необходимо еще следить, чтобы данный продукт был оригинальным. На рынке полным-полно подделок, заливать которые строго не рекомендуется. Также стоит следить за вязкостью масла. Если машина эксплуатируется где-нибудь на Севере, где температура воздуха низкая, то и вязкость жидкости должна быть соответствующей.

Что касается старых моторов, то их срок службы можно продлить, сменив масло на синтетической основе на полусинтетическое. Подтверждено, что на старых двигателях, в которых практически всегда есть микротрещины, полусинтетический продукт работает лучше. Так что в данном случае рекомендации производителя использовать только «синтетику» могут быть неуместны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]