Склад автозапчастей: отраслевая система учета запасных частей на складе


Особенности замены запасных частей основного средства

Установка новых деталей, узлов, запасных частей на основное средство (ОС) производится взамен вышедших из строя изношенных элементов. При замене запчастей характеристики ОС остаются неизменными, стоимость не увеличивается. Целью проведения ремонтных работ является устранение неисправностей и осуществление профилактических мероприятий по замене изношенных частей.

Ремонтные работы производятся собственными силами (хозспособом) либо с привлечением подрядных организаций (центров сервисного обслуживания). Вне зависимости от способа проведения ремонта на предприятии должен быть разработан документооборот.

Для каждого основного средства утверждается порядок и периодичность проведения:(нажмите для раскрытия)

  • Профилактических мероприятий.
  • Текущего обслуживания.
  • Среднего ремонта (для транспортных средств).
  • Капитального ремонта.

Контроль над состоянием ОС и проведением ремонта осуществляет комиссия, постоянно действующая на предприятии. Предприятия, не утвердившие перечень запчастей, подлежащих замене, производят ремонт на основании дефектной ведомости. Документ используется для списания деталей и утверждения плана проведения ремонтных работ.

Организация склада запасных частей и основные проблемы учета склада автозапчастей

Организация склада запасных частей в первую очередь зависит от специфики товара: очень много мелких расходных материалов, необходимость учета и подборки товара по штрихкодам, открузка оптовым и розничным покупателям и т.д. Как организовать склад запчастей и какие особенности учесть?

  1. Нестандартный (мелкий) товар

Работа с нестандартным товаром характеризуется большим количеством операций до отгрузки, увеличивается себестоимость обработки. Характерные особенности мелкоштучного товара затрудняют ведение учета по остаткам без автоматизации сбора данных.

  1. Огромное количество SKU

Помимо основного ассортимента на склад запчастей обрабатывает также заменители – количество персонала склада постоянно увеличивается, необходимо быстро и точно осуществлять поиск артикулов, наименований. То есть каждый сотрудник, разбирающийся в ассортименте, становится своеобразным экспертом, на повышение квалификации которого потрачено много финансов и усилий.

Программа учета запасных частей на складе ABM WMS позволяет автоматически назначать места хранения, сократить количество персонала склада вне зависимости от навыков сотрудников.

Программа для склада автозапчастей ABM WMS внедрена и успешно работает на складе автодистрибьтора ТЛ Групп. Читать отзыв

  1. Разные весогабаритные характеристики товаров, специальные требования к системе хранения
  2. Необходимость оперативно обрабатывать 3-4 тысячи небольших заказов в течение суток

Значительный процент оборачиваемости склада запасных частей составляют заказы физических лиц, станций сервисного обслуживания.

Без программы для магазина автозапчастей обрабатывать специфичные заказы довольно затратно, так как зачастую 1 сотрудник за 1 обход может собрать 1 заказ по заданию отбора. А в случае, если ходовой товар необходимо отгрузить в нескольких заказах, то персонал склада несколько раз вынужден подходить к одной и той же локации для отбора артикула. Одновременный отбор характеризуется значительным повышением количества совершаемых ошибок.

Отраслевая программа учета запасных частей на складе помогает организовать групповую сборку заказов, с применением автоматических алгоритмов для операций «пополнение», «резервирование», «отбор». Что существенно сокращает пробег складской техники и персонала.

  1. Трудности маркировки и штрихкодирования

Склады автозапчастей представлены большим ассортиментом, с разнообразными габаритными характеристиками, условиями хранения. Важно учитывать процессы маркировки и штрихкодирования. Программа для магазина автозапчастей в оперативном режиме позволяет запускать процесс печати маркировочных этикеток с онлайн ТСД и с места диспетчера.

  1. Большое количество складского персонала

Обработка мелкоштучных товаров, необходимость обработки небольших заказов при значительных объемах в сутки.

  1. Продажи в розницу

На склад хранения запасных частей заказы могут формироваться в онлайн режиме с минимальным сроком выполнения данных заказов. Неавтоматизированный склад автозапчастей – повышение стоимости обработки, при повышении оборачиваемости склада запасных частей существенно уменьшается эффективность склада.

Что должна уметь отраслевая программа учета запасных частей на складе: из интернет-магазина приходит заказ на онлайн ТСД и создается задание отбора и отгрузки с приоритетом. Также система учета запасных частей на складе позволяет добавлять или удалять позиции заказа до оплаты.

Оптовый и розничные продажи на складе запчастей специфичны из-за различных приоритетов процессов сборки заказов (в данный момент, на определенную дату) и способов доставки заказов (самовывоз, по плану, срочный).

Покупка и продажа запасных частей

После покупки запчастей ТМЦ приходуются и размещаются на склад для хранения. Учет поступления производится на основании первичных документов.

ДокументыПорядок применения
ДоговорИспользуется форма поставки, купли-продажи
Транспортная накладнаяПодтверждает отгрузку ТМЦ
Накладная ТОРГ-12Применяется для получения информации о ТМЦ – номенклатуре, количестве, параметрах и подтверждения передачи
Авансовый отчетИспользуется для документального подтверждения закупки, произведенной подотчетным лицом
Платежные документы – поручения, БСО, квитанции, чеки, ПКОПодтверждают факт оплаты за поставку, что является обязательным условием для учета затрат на предприятиях с кассовым методом учета доходов и расходов

Продажа запчастей производится в рамках обычной деятельности либо в порядке реализации остатков. При реализации ТМЦ:

  • Используются документы, аналогичные оформлению покупки.
  • Предприятия на ОСНО или УСН учитывают стоимость приобретения в составе расходов. Продажа производится оптовым или розничным покупателям.
  • При реализации запчастей организациями на ЕНВД реализация производится только розничным покупателям.

Продажа запчастей осуществляется предприятиями, заявившими в составе видов деятельности торговлю непродовольственными товарами.

Учет поступления на хранение запасных частей: проводки

Аналитический учет запчастей ведется в рамках номенклатуры (однородных групп) по стоимости приобретения. Основанием для получения учетных данных служит накладная.

Пример поступления запчастей

ООО «Планер» имеет на балансе автомобиль, используемый для служебных целей. Для проведения среднего ремонта требуется приобретение редуктора в сумме 25 700 рублей, включая НДС 3920,34 рубля. В учете предприятия вносятся записи:

  1. Отражена поставка запчасти: Дт 10/5 Кт 60 на сумму 21 779,66 рублей;
  2. Учтен НДС, предъявленный поставщиком: Дт 19 Кт 60 на сумму 3 920,34 рублей;
  3. Учтена оплата поставщику: Дт 60 Кт 51 на сумму 25 700 рублей.

Складской учет осуществляется с использованием карточек учета материалов № М-17 в ручном или электронном виде. Особая необходимость ведения карточек возникает при использовании в организации обменного фонда запчастей, ремонтируемых и устанавливаемых в дальнейшем на ОС.

Предприятия самостоятельно определяют перечень учетных документов для ТМЦ. В ряде организаций с небольшим складским поступлением и отпуском ведется журнал учета движения запасных частей. При наличии автоматизированного учета журнал не используется.

Учет запасных частей: проводки, документация и бухгалтерский учет

Налоговый учет запчастей

Запасные части предприятие может приобретать у поставщиков как за наличный, так и безналичный расчет, а также производить или восстанавливать в мастерских своего предприятия

Чтобы обеспечить бесперебойную работу предприятия, а также упорядочить выдачу и расходы запчастей, на предприятии издается приказ, регламентирующий условия формирования запаса и выдачи запчастей со склада. В нем утверждается:

1) перечень узлов, агрегатов и материалов, которые выдаются по документам первичного учета только при наличии подписи главного инженера или других лиц руководящего состава;

2) порядок отпуска запчастей, узлов, агрегатов и материалов со склада для продажи другим юридическим или физическим лицам;

3) создание резервного фонда запасных частей, который включает, как минимум, по два экземпляра каждого наименования запчастей, согласно утвержденному списку

приобретение запасных частей отражаются в бухгалтерском (финансовом) учете аналогично приобретению других запасов — по первоначальной стоимости. Учет приобретенных запасных частей, узлов, агрегатов ведется н на дебете субсчета 207 и в кредите счета 63. Изготовленные собственными силами запчасти, готовые детали приходуются с кредита счета 23. По дебету субсчета 207 отражают остаток и поступление, п в кредит — расходы, реализацию и прочее выбытие запасных частей. Аналитический учет ведется в разрезе мест хранения или в разрезе материально ответственных лиц по однородным группам запчастистин.

Списание запчастей и узлов происходит преимущественно на нужды ремонтов и обслуживания автомобилей. Предприятие обеспечивает учетный процесс поступления и списания материальных ценностей в соответствии в с потребностями внутреннего контроля и установленного порядка учету.

Регистры учета запасных частей для ремонта ОС

В бухгалтерском учете отражение движения запчастей производится на счете 10. К счету открываются субсчета для учета новых деталей (5), вышедших из строя запчастей (6), материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонта (7).

В бюджетном учете для получения информации о запасных частях, выданных взамен изношенных, используется счет 09. Организация должна утвердить перечень деталей, учитываемых по счету. Срок использования запчастей меньше периода эксплуатации имущества, что требует учета замененных деталей, не изменяющих первоначальную стоимость. При передаче запасной части для проведения ремонта собственными силами или с помощью подрядный организаций стоимость списывается со счета и учитывается за балансом.

Учет списания запасных частей для проведения ремонта

Списание деталей производится на основании формы М-11 или записи о расходовании материалов в карточке № М-17. До списания запчастей комиссия составляет дефектную ведомость произвольной формы.

С помощью ведомости определяются: (нажмите для раскрытия)

  • Идентификация и состояние объекта.
  • Мероприятия, необходимые для поддержания рабочего состояния объекта ОС, включая перечень деталей, подлежащих замене.
  • Сумма, необходимая для проведения замены частей.
  • Причины, вызвавшие необходимость ремонта.

Документ подписывают члены комиссии и руководитель. Наличие ведомости позволяет подтвердить экономическую обоснованность ремонта и отделить назначение работ от модернизации или реставрации.

Важность отделения модернизации от ремонта определяется порядком налогообложения. Расходы, связанные с ремонтом ОС, включаются в состав текущих расходов. Для проведения плановых ремонтов на предприятии создается резерв. Стоимость резерва определяется отдельно для малоценных и дорогостоящих видов ремонта. Предприятие должно установить сумму, превышение которой ремонт определяется как дорогостоящий.

Осуществление ремонта с установкой запасных частей на ТС

Замена частей транспортных средств производится по гарантии или по окончании ее действия. Согласно абз. 9 ст. 346.27 НК РФ замена частей по гарантии не относится к ремонтным работам. Услуги по гарантийному обслуживанию оплачиваются производителем и не могут быть включены в расходы даже при наличии дополнительных затрат.

По окончании гарантии ремонт транспортного средства осуществляется собственными силами или в центре сервисного обслуживания. Документооборот обоих случаев имеет отличия.

ОперацияХозяйственный способСторонние организации
Назначение комиссии для контроля ремонтаТребуетсяТребуется
Составление дефектной ведомостиТребуетсяТребуется
Приобретение запчастейПокупка осуществляется собственными силамиЗапчасти приобретает сервисный центр либо предприятие
Акт установкиОформляется предприятиемСоставляется двусторонний акт приемки
Затраты на ремонтСтоимость запчастей, оплата труда ремонтников, налоги на з/платуСтоимость запчастей и услуг

Пример проведения операций проведения ремонта ТС

ООО «Мимоза» торгового профиля имеет на балансе транспортное средство Газель. Ремонтная бригада на предприятии отсутствует, замена запчастей производится подрядчиком – сервисным центром. Комиссия организации определила необходимость замены аккумулятора. Запчасть на сумму 8 554 рублей приобретена в рознице, стоимость работ составила 3 000 рублей. В учете организации осуществляются записи:

  • Оприходована запчасть, приобретенная подотчетным лицом: Дт 10/5 Кт 71 на сумму 8 554 рублей;
  • Отражена передача подрядчику запчасти: Дт 10/7 Кт 10/5 на сумму 8 554 рубля;
  • Произведено списание запчасти на основании акта выполненных работ: Дт 44 Кт 10/7 на сумму 8 554 рублей;
  • Отражен учет услуг подрядчика: Дт 44 Кт 60 на сумму 3 000 рублей.

При проведении ремонтных работ собственными силами необходимо оформлять акт на списание запчастей. Форма акта разрабатывается предприятием самостоятельно и утверждается внутренними актами. Документ должен быть подписан кладовщиком, представителем ремонтной бригады, комиссией с утверждением руководителем.

Отражение в учете расходов на ремонт и дооборудование основных средств

Подписывается акт членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку автомобиля, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт. Далее он утверждается руководителем учреждения и сдается в бухгалтерию; — Накладная на отпуск материалов на сторону, Требование-накладная (ф.
0315006), в случае если ремонт автотранспорта осуществляется с использованием запасных частей заказчика (бюджетного учреждения). Их передача подрядной организации оформляется либо Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. N М-15), либо Требованием-накладной (ф. 0315006). В акте приемки выполненных работ необходимо отразить, что ремонт осуществлялся с использованием материалов заказчика;

— Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).Подтверждением произведенных ремонтных работ является дефектная ведомость, составленная технической службой организации, смета стоимости проведения работ, необходимых для ремонта, документы по приобретению необходимых запасных частей, акт выполненных работ, который составляется, когда работы по ремонту автотранспорта будут завершены, и подписывается лицом, проводившим эти работы, и лицом, принявшим их (водитель, работник, ответственный за содержание автотранспорта в учреждении), Акт на списание материальных запасов (ф.

Стоимость списанных запчастей отражают по дебету счета 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов».С 1 января 2010 г.

Образец акта на списание автошин выглядит так:

  1. Название – «Акт на списание автошин».
  2. Номер документа, утвердившая организация.
  3. Состав комиссии с указанием приказа о назначении.
  4. Факт признания шин не пригодными к использованию.
  5. Название организации или подразделения, эксплуатировавшего автомобиль.
  6. Данные об авто.
  7. Данные о шинах с указанием фактического пробега и нормы эксплуатационного пробега шин.
  8. Перечень дефектов автошин.
  9. Вывод комиссии относительно дальнейшего использования (полная непригодность, сдача на утилизацию).
  10. Подписи всех членов комиссии.

Нужен ли акт осмотра автомобиля Акт осмотра автомобиля требуется на самом начальном этапе, когда готовится техническое заключение о состоянии авто. Актом обосновывается необходимость ремонта транспорта и последующее списание запчастей.

ВажноИнструкцию N 148н были внесены изменения, в соответствии с которыми в том числе в забалансовый счет 09 “Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных“ были внесены дополнения в описание счета. На этом счете учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.

), для контроля за их использованием. Материальные ценности отражаются на забалансовом счете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.Списание материальных ценностей с забалансового счета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета (ф.

В частности, для шин это замена изношенных или сезонная замена.Замена изношенных или пришедших в негодность авточастей машины рассматривается как текущий ремонт. При выдаче в эксплуатацию сезонных шин происходит смена материально ответственного лица на счете КРБ 0 10506 000 «Прочие материальные запасы».

ВниманиеОднако снятие, например, зимних шин с автомобиля по весне не влечет их вывода из эксплуатации и сдачи в утиль, если по техническому состоянию они пригодны к дальнейшему использованию. Другими словами, смена сезонных шин не свидетельствует о полном износе и выбытии, а является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. Назвать это ремонтом нельзя, ведь не происходит выбытия изношенных шин.

Например, при наличии у организации необходимых деталей, таковые могут использоваться при ремонте, что требует их списания с учета в качестве обособленного объекта. Если списывается неисправная запчасть, не пригодная к восстановлению, то оформляется дефектная ведомость. Составляет документ специально созданная комиссия с участием механика.

На основании ведомости подается заявка на приобретение новой запчасти. Заявка должна утверждаться главбухом и руководителем организации. Далее осуществляется приобретение нужной запчасти и принятие ее к учету. Приобретенная запчасть в соответствии со служебной запиской механика передается для замены неисправной детали.

После этого старую запчасть можно списать. Документально списывание оформляется дефектной ведомостью и актом списания ТМЦ.Кредит 0 105 06 340″Увеличение стоимости прочих материальных запасов»- запчасти переданы со склада в гараж для ремонта в рамках внутреннего перемещения на основании Требования-накладной;

Дебет 1 401 01 272, 2 106 04 340″Расходование материальных запасов», «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»Кредит 0 105 06 440″Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»- списаны на расходы запчасти, использованные при ремонте.Одновременно делается запись по увеличению забалансового счета 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» на стоимость запчастей, использованных при ремонте….

и в сервисеЕсли в автомашине произошла серьезная поломка, для устранения которой требуются специалист и особое оборудование, то учреждение, как правило, обращается в специализированную мастерскую.Советник бухгалтера в здравоохранении», 2009, N 1 На балансе любого бюджетного учреждения есть хотя бы одно автотранспортное средство.

Для того чтобы сохранить их эксплуатационные характеристики и предотвратить аварийные ситуации, учреждение систематически должно проводить профилактические осмотры, а также при необходимости ремонт транспортных средств. Поэтому вопросы учета расходов, связанных с их ремонтом, всегда актуальны. Учет, а самое главное — расходы по эксплуатации автомобиля всегда создавали для бухгалтера массу трудных вопросов.

У бухгалтера-бюджетника, как правило, их возникает еще больше. Обратим внимание, что в российском бухгалтерском учете согласно Плану счетов бухгалтерского учета запасные части к транспортным средствам отражаются в составе материально-производственных запасов на балансовом счете 10 «Материалы», субсчете 10-5 «Запасные части».

Предлагаем ознакомиться: Срок изготовления мотивированного решения мирового судьи

По окончании работ был оформлен акт о выполненных работах. Записи по отражению данных операций будут следующими: Дебет 0 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“ Кредит 0 302 22 730 “Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов“ — оприходованы запчасти;

Дебет 0 105 06 340 “увеличение стоимости прочих материальных запасов“ Кредит 0 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“ — запчасти переданы со склада в гараж для ремонта в рамках внутреннего перемещения на основании Требования-накладной; Дебет 1 401 01 272, 2 106 04 340 “Расходование материальных запасов“, “Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)“ Кредит 0 105 06 440 “Уменьшение стоимости прочих материальных запасов“ — списаны на расходы запчасти, использованные при ремонте.

ИнфоКогда ремонт автомобиля осуществляется сторонней организацией запчасти могут списываться на основании накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15. При этом дополнительно составляется акт приема-передачи по унифицированной форме. При ремонте собственными силами передача детали осуществляется на основании требования-накладной, а акт может составляться в произвольной форме.

Что это такое Актом именуется первичный документ, подтверждающий факт осуществления операции. Так акт на списание запчастей автомобиля удостоверяет факт списывания определенных ценностей с бухгалтерского учета организации. Исходя из положений ФЗ №402, обязанность применения унифицированных форм первичной документации исключена.

С 2013 года организации вправе разрабатывать собственные формы документов, руководствуясь типовыми шаблонами.Инструкция 1 Образцы продукции могут быть безвозмездно переданы агентам по продаже, либо просто выставлены на полках. В бухгалтерском учете фирмы такие образцы должны быть отражены на счете 41 «Товары», причем для них нужно открыть отдельный субсчет.

2 Передачу бесплатных образцов по накладной на отпуск материалов на сторону оформите по форме NМ-15. Расходы в виде стоимости безвозмездно переданных образцов для целей бухгалтерского учета признаются прочими расходами. В бухгалтерском учете прочие расходы отразите по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», в корреспонденции с кредитом счета 41/образцы.

Учет запчастей, полученных в результате демонтажа

Поступление запчастей может производиться в результате демонтажа ОС. Детали, пригодные для дальнейшего использования, возникают при списании основного средства вследствие прихода его в нерабочее состояние или в результате замены на новые. Детали, замененные в рамках текущего или иного вида ремонта, не списываются и подлежат поступлению на склад.

Дальнейшее движение запчасти требует оценки комиссии. Пригодные для дальнейшей эксплуатации материалы подлежат ремонту и хранению на складе. Постановка на учет осуществляется по рыночной стоимости, утвержденной комиссией. Полностью вышедшие из строя запчасти актируются с последующей реализацией в виде лома или утилизацией. Форма акта произвольная, составление осуществляется комиссией.

Бухучет запасных частей для авто

Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:

  • приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
  • могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему. Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами. Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Представим, что ООО «Трансмагистраль» приобрело у поставщика для замены новый аккумулятор для легкового автомобиля. Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 10.5, кредит 60 – уплачена сумма за приобретение автоаккумулятора;
  • дебет 19 «НДС», кредит 60 – отражение НДС поставщика;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 – предъявление НДС к вычету.

Предлагаем ознакомиться: Дети все хотят отказаться от своей части в приватизации в пользу мамы

Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии. Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом.

Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:

  • дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
  • дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).

ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:

  • дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.

Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п. Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91. Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:

  • если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
  • если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
  • в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.

Когда запчасти идут «в дело» – все равно, в продажу или в эксплуатацию, нужно правильно провести оценку их себестоимости. Для этого нужно определить в учетной политике, какой именно способ будет принят на фирме:

  • учитывается себестоимость каждой детали отдельно;
  • средняя себестоимость запчастей;
  • метод ФИФО – отражение себестоимости в порядке поступления запчастей на баланс, так называемый «кто раньше пришел, тот первым уходит».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Какой бы ни был способ закреплен в нормативных актах фирмы, если запчасти разнородные и не могут заменить друг друга, их надо оценивать каждую по своей себестоимости.

Запчасти списываются в эксплуатацию по дебету счета 20 «Основное производство» или «Вспомогательные производства».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. На складе находится несколько аналогичных автомобильных редукторов. Они поступили в разное время, поэтому стоимость их разная. Один из них забирают для использования в основном производстве. В зависимости от выбранной политики себестоимость списания может быть:

  • такой же, какой она была при поступлении;
  • средней от себестоимости всех имеющихся редукторов;
  • такой, какая была у первого поступившего редуктора.

Проводка:

  • дебет 20, кредит 10.5 – отражена себестоимость списанного в эксплуатацию редуктора.

Если дальнейшее применение снятой запасной части уже невозможно, а ремонт ее нецелесообразен, ее нужно списать уже бесповоротно. Однако она все еще имеет некоторую материальную ценность: цену лома (утильсырья). Организация сдает металл или сырье на специализированные пункты, получая за это определенные деньги. Эти средства и нужно оприходовать.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Старая машина, разбитая в результате аварии, не подлежит восстановлению. Фирма сдала ее на пункт приема металлолома. Была произведена оценка, и на счет фирмы поступила некая стоимость металлолома, которая будет совпадать с текущей стоимостью списываемого авто. Проводки будут выглядеть так:

  • дебет 10.5 «Запасные части», кредит 91.1 «Прочие расходы» – оприходование металлических частей авто (по цене лома);
  • дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение продажи металлолома;
  • дебет 91.2, кредит 10.5 – списана стоимость металлолома.

Предлагаем ознакомиться: Можно ли поставить на учет машину в другом регионе без прописки

Работа специализированного автосервиса направлена на предоставление широкого спектра услуг как юридическим, так и физическим лицам. Автосервис может производить ремонт транспортных средств, предоставлять услуги мойки, техобслуживания, специализированного магазина, кафе и т.п. Расскажем в статье, как ведется бухгалтерский учет в автосервисе, какие особенности имеет. Особенности ведения бухучета в автосервисе Расчетные операции специализированного сервиса производятся:

  • с физлицами посредством ККМ
  • с юрлицами — по безналичной оплате.

Бухгалтерия обязана вести отдельный учет каждой услуги, движения уставного капитала, денежных средств, основных средств (далее — ОС), нематериальных активов (далее — НА) и, соответственно, платежей с поставщиками.

То есть в любом случае ваша фирма будет находиться либо на ОСН, либо на УСН, а ЕНВД – это как дополнение. Чтобы было понятно, расскажу подробнее обо всех системах. Общая система налогообложения – это самая громоздкая и сложная в плане учета и отчетности система. Она же самая невыгодная для автосервиса.

При ее использовании нужно платить налог на прибыль, налог на имущество, заморачиваться с НДС. Это стандартная система, на которую попадают все при регистрации, если не подано заявление о переходе на упрощенную систему. ИП на общей системе – это вообще ужас, поскольку стараниями наших законотворцев предприниматель на общей системе должен помимо обычного учета вести специальный реестр документов.

Если вы ИП и оказались на ОСН – сразу и без раздумий закрывайтесь и регистрируйтесь заново. Упрощенная система налогообложения (упрощенка). Была сделана специально для малого бизнеса.Для приема налички от кого бы то ни было у вас должен быть кассовый аппарат (ККМ), зарегистрированный в налоговой. При оказании услуг автосервиса физическим лицам можно применять бланки строгой отчетности БО-1, БО-3, если мелкий ремонт, и БО-9, БО-11(02), если это мелкий ремонт в присутствии заказчика.

Эти бланки собирались отменять, но пока что они еще действуют. Бланки должны иметь уникальную сквозную нумерацию, должны быть напечатаны в типографии, прошнурованы и заверены печатью налоговой инспекции. Купить их можно в определенных местах, адреса которых лучше уточнять в налоговой. Правда, на практике люди их печатают даже на принтерах.

Учет запасных частей стоимостью свыше 40 000 рублей

Ряд видов техники имеют дорогостоящие запчасти. Приобретение деталей для дальнейшей замены вышедших из строя после оприходования их на склад. В бухучете имеется ограничение для имущества в пределах 40 000 рублей, свыше которого объект долговременного пользования относится к ОС.

Одновременно отнесение запчасти к объекту основного средства не может быть произведено в связи с отсутствием основного условия – самостоятельной эксплуатации. Запасная часть является неотъемлемой частью основного средства и не используется отдельно для ведения деятельности. При поступлении дорогостоящей запчасти на склад учет идентичен оформлению стандартных операций ТМЦ.

Учет запчастей на авторазборке

Василий Дудкин [dv19621]

02.10.2016,

Работая на разборке автомобилей, я неоднократно замечал, как клиенты удивлялись, когда узнавали, что детали учтены, они почему-то считали – запчасти б/у хранятся хаотично, в беспорядке. Казалось бы, зачем вести учет, все равно товар, находящийся на разборе, рано или поздно будет продан, и нужно ли терять лишнее время, занимаясь непростой кропотливой работой?

Как не запутаться в запчастях на складе

Когда мы только начинали авторазборку, учетом особо не занимались, знали, какие примерно есть детали, и по ним давали объявления. Но когда на складе з/ч скопились более чем от 15 машин, стали путаться, и если по телефону звонил клиент и спрашивал те запчасти, которые в объявлении не указаны, мы уже затруднялись с ответом и просили перезвонить минут через 15. Но даже если человек перезванивал, все равно не всегда могли найти то, что было нужно, по приходу конкретного учета у нас сначала не было.
Чтобы не усложнять себе поиск, для начала решили раскладывать детали тематически, то есть, хранить отдельно кучками стартеры, генераторы, корпусы воздушных фильтров и т. д. Но довольно скоро поняли, что так находить детали неудобно, так как они лежали в одном месте от разных марок авто. Тогда уже решили раскладывать запчасти по моделям, например, на одних полках лежат части от Opel Vectra, на других – от BMW E30. Если на разбор поступал новый автомобиль, и эта марка у нас уже была, укладывали генераторы к генераторам, амортизаторы к амортизаторам, но детали группировались только по конкретной модели.

Присвоение номеров разбираемым автомобилям

Разбирать авто мы стали в 2003 году, сначала машин покупали относительно немного, и запчасти от иномарок и русских автомобилей хранили отдельно, но на одном складе. К 2005-му году одного помещения стало явно не хватать, пришлось под склад переоборудовать самодельную покрасочную камеру, тем более, к тому времени малярные работы у нас почти не проводились. С того момента детали от русских машин и иномарок хранились на разных складах, искать нужную запчасть стало проще.
К концу 2005-го машин на разборе стало еще больше, и уже запутаться было легко. К тому же на складе нужно было приглядывать за кладовщиками, так как на тот момент работало три человека. С конца января 2006 года вновь поступающим на разбор автомашинам решили присваивать порядковые номера, естественно, начали с цифры один. Здесь мы пересмотрели и порядок поступления запчастей, если раньше велся учет только того товара, который был продан, то теперь стали заноситься в экселевскую таблицу детали, поступившие на склад.

Поначалу мы присматривались к программе 1С, но стоила она дорого, да и разбираться с ней времени не было. Составили список основных запчастей (шаблон), и в готовых таблицах проставляли только количество приходящего товара. Если деталь продавалась, в другой графе делалась отметка (ставилась цифра), по формуле программа сама «вычеркивала» запчасти из колонки «в наличии». Главное здесь, не забыть в конце рабочего дня занести в таблицу весь проданный товар (в колонке «продано» проставить единички, двойки и т. д.).

Учитываемые детали

Подобные таблицы нам значительно облегчили работу, теперь уже можно было с 80%-ной уверенностью сразу же ответить клиенту, есть у нас спрашиваемая запчасть или нет. Потенциального покупателя мы все равно просили перезвонить, так как в нашей действительности могли возникнуть различные форс-мажорные обстоятельства, но, по крайней мере, уже знали, стоит ли искать деталь в принципе. Если по документам запасная часть была продана, сразу же отвечали «нет», и времени на поиски не тратили. Таблицы Excel объединяли по моделям, поэтому нужные детали находили быстро.
Нумерация машин была общая, сначала хотели отделить русские авто от иномарок, однако, быстро поняли, что делать этого не нужно. Русских машин разбиралось очень много, но и в таблицах список деталей был короче, учитывалось только самое основное (ГБЦ, КПП, мосты, кузовные элементы и прочее). В 2008 году в порядковых номерах авто появилась цифра 1000, однако, о чем-то это говорит. Позднее (в связи с кризисом) русские авто мы разбирать практически перестали, и процесс присвоения новых номеров машинам основательно замедлился.

Создание базы запчастей на сайте

С 2009 года русские машины стало разбирать невыгодно, и мы занялись только иномарками. Наш сайт работал и до этого, но информация о деталях на ресурсе была поверхностная, а если прайс-листы какие-то и были, то только ознакомительными. Чтобы хорошо продавать запчасти, информация для клиентов нужна конкретная и актуальная, с комментариями и фотографиями.
Своим сайтом мы занимались сами, его создал мой напарник, также он нашел, где лучше хранить базу. Фотографии стали размещать на одном из самых надежных онлайн серверов, и теперь надобность в таблицах Excel уже отпала, оставалось только заново переписать все имеющиеся наши автозапчасти, установить цены и добавить комментарии. Работа предстояла гигантская, к тому же приходилось заносить детали с новых разобранных машин.

Продаж стало меньше, штат разборки сократился, поэтому появилась возможность вплотную заняться переписью. Конечно, здесь тоже нужно было попутно удалять из базы те запчасти, которые продавались, и важно было не забывать про это. Параллельно с другой работой занялись учетом, и когда стали подводить итоги нашего труда, оказалось, что за полтора года на ресурсе разместили более 12000 наименований автозапчастей с фотографиями. Клиент, заходя на наш сайт, мог сразу же получить об интересующей его детали все необходимые сведения, и это:

  • стоимость;
  • каталожный номер (если он имелся):
  • год выпуска автомобиля;
  • другие комментарии (наличие дефектов, общее состояние).

Фото старались делать качественные, а комментарии писали подробные, в общем, не ленились. Результат не заставил себя ждать, и клиентов у нас стало больше, а главное, появилось больше иногородних покупателей. Базу в интернете хранить еще удобно тем, что в любой момент можно поменять цену, написать другой комментарий, при этом все пользователи ресурса практически сразу же получали обновленную информацию. Подводя итог, еще раз хочу сказать, что на авторазборке учет очень важен, от него зависит объем продаж и в целом успех предприятия.

Неверные действия по учету операций с запчастями

В учете запчастей встречаются распространенные ошибки

ОперацияНеверная позицияВерная позиция
Стоимость основного средства после замены запчастиУвеличиваетсяСтоимость ОС не увеличивается при неизменности функций
Оформление акта на установкуНе составляетсяСоставление акта является обязательным для подтверждения расходов
Возврат замененной запчасти на складНе производитсяДеталь, замененная при ремонте, подлежит возврату на склад

Порядок движения материалов имеет осуществляется по одинаковым принципам вне зависимости от размеров предприятия или количества объектов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]