Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором в 2021 году


Какими нормативно-правовыми актами руководствуются проверяющие?

— Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294);

— Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (далее – Административный регламент);

— Приказ Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ»

Что такое Роспотребнадзор?

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции:

  1. по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей,
  2. по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов,
  3. по организации и осуществлению федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

С официальным сайтом Роспотребнадзора вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: https://rospotrebnadzor.ru/

При проведении проверки Роспотребнадзор не имеет право:

Статья 15 ФЗ №294, п. 57 Административного регламента

1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения или защите прав потребителей;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя, проверяемого лица, (за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований без оформления протоколов и в количестве, превышающем нормы, установленные стандартами;

5) распространять коммерческую информацию, полученную в результате проведения;

6) превышать установленные сроки проведения проверки.

7) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов,

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Выездная проверка Роспотребнадзора

Статья 12 ФЗ №294, пункты 48-51 Административного регламента

Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности проверяемого. Сотрудники Роспотребнадзора обязаны:

— предъявить служебное удостоверение,

— ознакомить проверяемое лицо с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки

— ознакомить проверяемое лицо с полномочиями проводящих, с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Выездная проверки проводится только в присутствии индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица, либо их представителей. В случае их отсутствия выездная проверка не проводится.

В случае, если проведение выездной проверки оказалось невозможным, сотрудник Роспотребнадзора составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки. В этом случае Роспотребнадзор в течении 3-х месяцев со дня составления соответствующего акта может провести проверку без предупреждения. Если проводится отбор образцов (проб) продукции, составление протокола обязательно.

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

Самый надежный, но не дешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.

Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.

Чтобы проверить себя ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Документарная проверка Роспотребнадзора

Статья 11 ФЗ №294, пункт 45-47 Административного регламента

Производится на основании приказа (распоряжения) о проведении документарной проверки. Должностные лица Роспотребнадзора, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Сотрудники Роспотребнадзор не могут потребовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством.

Если вам пришло требование о предоставлении дополнительных документов или пояснений, вы должны их предоставить в Роспотребнадзор в течении 10 рабочих дней. Все копии документов должны быть заверены подписью генерального директора и печатью.

В случае выявления нарушений по результатам документарной проверки, Роспотребнадзор вправе провести выездную проверку.

Как вести себя при внеплановой проверке

Наемные сотрудники должны получить исчерпывающую информацию о правилах общения с проверяющими должностными лицами. Препятствовать работе чиновников нельзя, а документы стоит собрать заблаговременно. Во избежание столкновения с мошенниками необходимо позвонить в территориальный отдел по защите потребительских прав. По телефону можно уточнить время визита и удостовериться в подлинности решения.

Следующим шагом станет формирование базового комплекта документов. В него войдут:

  • регистрационные свидетельства;
  • выписки из ЕГРП;
  • уведомление ИП в Роспотребнадзор о начале деятельности;
  • книга жалоб и прочие бумаги из уголка потребителя;
  • сертификаты на товары;
  • накладные, счета-фактуры на продукцию;
  • графики санитарной обработки;
  • учетные журналы, технологические карты;
  • паспорта на здания, оборудование, инструменты;
  • медицинские книжки, дипломы об образовании персонала;
  • договоры с поставщиками.

Далее потребуется дождаться представителей надзорного органа и следовать их указаниям. Исполнять требования о предоставлении сведений необходимо лишь в рамках предмета проверки.

Важно! В 2021 году представители надзорной службы заявили о переходе к риск-ориентированному методу. Реализация программы по снижению административного давления продолжается. Плановый контроль в отношении предпринимателей и малых фирм в этот период осуществлять не будут. Надзорные каникулы продлили еще на 12 месяцев (ст. 26.2 закона 294-ФЗ).

Внеплановая проверка Роспотребнадзора

Статья 10 ФЗ №294, пункты 42-43 Административного регламента

Основаниями являются:

  • неисполнение предписания Роспотребнадзора об устранении выявленного нарушения;
  • поступление в Роспотребнадзор обращений и заявлений, информации о следующих фактах:

— причинение или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан

— возникновение или угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), при условии, что заявитель обращался к такому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, но требования заявителя не были удовлетворены;

  • приказ (распоряжение) руководителя Роспотребнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • требование прокурора о проведении внеплановой проверки.

Роспотребнадзор обязан вас уведомить за 24 часа до проведения внеплановой проверки. Однако, если основанием для проверки является получение Роспотребнадзором сообщений о вреде жизни и здоровью, либо о такой угрозе, а также о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или о нарушении прав потребителей, Роспотребнадзор может вас не уведомлять.

Как часто проводятся плановые проверки?

Не чаще чем 1 раз в 3 года для одного юрлица или одного индивидуального предпринимателя. НО для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих следующие услуги в области здравоохранения, области образования, в социальной сфере:

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощиНе чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощиНе чаще 1 раза в 2 года
Дошкольное и начальное общее образованиеНе чаще 1 раза в год
Основное общее и среднее (полное) общее образованиеНе чаще 1 раза в год
Деятельность детских лагерей на время каникул1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену
Предоставление социальных услуг с обеспечением проживанияНе чаще 1 раза в год

Плановая проверка Роспотребнадзора

Статья 9 ФЗ №294, пункт 41 Административного регламента

Основанием является ежегодный план проверок. Список проверяемых лиц публикуется на сайте прокуратуры. Например, план проверок юридических лиц Москвы доступен по ссылке.

Роспотребнадзор обязан уведомить проверяемые лица не менее, чем за 3 рабочих дня посредством направления копии распоряжения (приказа) о начале проведения плановой проверки. Плановая проверка может проводиться не чаще, чем раз в три года, за исключением проверки организаций, задействованных в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере. Полный перечень видов деятельности таких организаций установлен в Постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации Роспотребнадзор обязан уведомить саморегулируемую организацию

Виды проверок

Проверки Роспотребнадзора бывают нескольких видов:

  1. Плановые, осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте. В нем расписано когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки. В 2017-2018 годах малый бизнес был освобожден от плановых проверок. Исключение: организации в сферах здравоохранения, образования, массовых мероприятий. Полный список в Законе N 294-ФЗ. Что касается 2021 года, то законодатели, в конце 2021, продлили срок «проверочных каникул» еще на два года, вплоть до 31 декабря 2021 (см. закон №480-ФЗ от 25.12.2018 г.). Исключения остались прежними.
  2. Внеплановые. К ним относится контроль выполнения предписаний по устранению нарушений и проверки, основанные на жалобах и прочей информации граждан. Не каждое обращение может стать поводом для внеплановой проверки. Например, заявителю будет отказано, если не указаны реальные случаи нарушения, либо если они заявлены анонимно. Более того, проведение внеплановой проверки Роспотребнадзором должна одобрить прокуратура. Предпринимателю сообщают о внеплановой проверке за сутки до ее начала (исключение: отрасли связанные с продуктами питания – к ним внеплановая проверка может прийти без предупреждения). В экстренных случаях, когда есть угроза здоровью людей или животных, разрешение прокуратуры и оповещение проверяемого не требуются.
  3. Выездные и документарные. В зависимости от того, будет ли инспектор лично приезжать на предприятие, или только запросит пакет документов для проверки.

Сроки проведения проверки Роспотребнадзора

Статья 13 ФЗ №294, п. 18-22 Административного регламента

По общему правилу, срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Если организация имеет несколько филиалов в разных субъектах РФ, то срок проверки всех филиалов в совокупности не может превышать 60 рабочих дней. При организации проверки учитывается режим работы лиц, подлежащих проверке.

Срок плановой выездной проверки малых предприятий – не более 50 часов, микропредприятий – не более 15 часов.

Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен в исключительных случаях не более, чем на 20 рабочих дней, для малых предприятий – не более, чем на 50 часов, для микропредприятий – не более чем на 15 часов.

Итоги проведения проверки Роспотребнадзора

п. 58-76 Административного регламента

По итогам проведения проверки Роспотребнадзор составляет акт проверки и вручение (направление) акта проверяемому лицу.

К акту прикладывается:

  1. протоколы отбора образцов продукции;
  2. протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, экспертиз;
  3. объяснения проверяемого лица или его работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
  4. предписание об устранении выявленных нарушений;
  5. иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

По каким правонарушениям может вас привлечь Роспотребнадзор к ответственности?

Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (статья 6.1. КоАП РФ);

  • Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (статья 6.33. КоАП РФ);
  • Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения (статья 14.26. КоАП РФ);
  • Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках (часть 1 статьи 14.34. КоАП РФ)
  • Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (часть 3 статьи 14.43. КоАП РФ)
  • Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы (статья 14.46.1. КоАП РФ);
  • Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 14.46.2. КоАП РФ)
  • Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль (часть 1 статьи 19.4. КоАП РФ)
  • Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов (часть 1 и 15 статьи 19.4.2. КоАП РФ)
  • Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 19.6. КоАП РФ)
  • Непредставление сведений (информации) (статья 19.7. КоАП РФ)
  • Невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (статья 19.33. КоАП РФ)

В случае если при проверке будут установлены признаки преступлений, должностное лицо Роспотребнадзора направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это могут быть следующие статьи Уголовного Кодекса:

  • ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
  • ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
  • ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
  • ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
  • ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

Обжалование итогов проверки Роспотребнадзора

1. Возражение на акт проверки

В течение 15 дней с даты получения акта проверки организация или ИП вправе предоставить возражения в письменной форме (п. 82 Административного регламента).

2. Оспаривание предписания Роспотребнадзора

Досудебный порядок. В течении 15 дней с даты получения предписания проверяемое лицо имеет право представить в Роспотребнадзор письменные возражения относительно этого предписания. Срок рассмотрения – 30 дней.

Судебный порядок. В течении 3-х месяцев постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд (п. 5.1. ст. 40 ФЗ «О защите прав потребителей»).

3. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности Досудебный порядок. Если вы были привлечены к административной ответственности, вы вправе обжаловать это постановление (ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ) в вышестоящий орган. Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу. Срок рассмотрения жалобы на постановление в порядке подчиненности-10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ). Судебный порядок. Постановление также может быть обжаловано в Арбитражном суде. Срок рассмотрение жалобы в суд составляет 2 месяца со дня её поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

4. Обжалование действий (бездействий) Роспотребнадзора

Предметом досудебного обжалования являются действия (бездействие) Роспотребнадзора, должностных лиц Роспотребнадзора, повлекшие за собой нарушение предусмотренных законодательством прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (п. 83 Административного регламента).

Досудебный порядок. Жалобы рассматривают:

1) от имени Роспотребнадзора — руководитель Роспотребнадзора или его заместитель;

2) от имени территориального органа Роспотребнадзора — руководитель территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель.

Срок рассмотрения – 30 дней.

Судебный порядок. В течение 3-х месяцев предприниматель или организация вправе оспорить действия (бездействия) Роспотребнадзора в Арбитражный суд.

Может ли прийти Роспотребнадзор с проверкой, если ИП открылся два месяца назад?

Сергей Анатольевич!

Нарушение исключительных прав на интеллектуальную собственность является для России важной и актуальной проблемой.

Как известно, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, причем отсутствие запрета не является разрешением.

В тоже время, бремя поиска нарушителей, сбор доказательств и их «наказание» возлагается на самого обладателя исключительных прав.

Нарушение исключительного права влечёт гражданскую, уголовную и административную ответственность.

Следует отметить, что в целом, за несколько прошедших лет, отмечается устойчивая динамика роста количества рассмотренных гражданских дел, связанных с защитой права интеллектуальной собственности.

Однако, как известно, у каждой монеты есть оборотная сторона. Наряду с делами о защите прав добропорядочных правообладателей, появились и дела так называемого интеллектуального рейдерства. «Грамотные» специалисты пытаются (и зачастую успешно) пользоваться незнанием сотрудниками правоохранительных органов законодательства в области интеллектуального права и извлекать выгоду из ситуации.

Так, всем известно, что товарный знак относится к средствам индивидуализации и его основной функцией является способствовать узнаванию товара, отличать товары или услуги одних производителей от однородных товаров или услуг других производителей.

Обратимся к букве Закона.

Согласно пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения. Одним из ключевых слов в вышеуказанном тексте является – сходных и, при определении сходства до степени смешения определяется в первую очередь принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.

Исходя из данного положения «злоумышленники» пытаются избавиться от конкурентов, обращаясь в правоохранительные органы заявлениями о нарушении исключительных прав путем упоминания (очень часто наряду с другими) известного в России товарного знака (например, крупный производитель автомобилей или производитель молочных продуктов и т.п.) на вывеске (заборе, стене и т.п.), в связи с чем, по их мнению, возникает вероятность смешения известного товарного знака и обозначения на вывеске (заборе).

Причем, отметим, что с таким заявление обращается не правообладатель товарного знака, а, например, хозяин соседнего магазина/палатки или на крайний случай «очень пострадавший» потребитель.

На самом деле, добропорядочный участник гражданского оборота просто указывает какие товары предлагаются к продаже в его торговой точке (магазине / палатке).

Однако, указание на товарный знак есть? – есть!, сходен? – сходен! – дело возбуждено!

Показательным в этом смысле является дело «Камаз». Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации по республике Бурятия признала, что действия ИП, заключающиеся в использовании товарного знака «КАМАЗ» на вывесках магазина, создают опасность смешения услуг предпринимателя и производителя. По мнению ФАС такое использование направлено на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, а отсутствие лицензионного договора образует состав административного нарушения.

При этом ИП реализует продукцию ОАО «КАМАЗ» и приобретает товары (запасные части к автомобилям) у официального дилера КАМАЗа. Факта использования на вывеске магазина обозначения сходного до степени смешения с охраняемым товарным знаком не отрицает. ИП, само по себе, не производит запчасти.

Дело прошло по кругу все инстанции и после кассации суд пришел к выводу, что в действиях предпринимателя отсутствует состав недобросовестной конкуренции, использование ИП товарного знака в отношении товара, ранее введенного в гражданский оборот с согласия правообладателя, является законным.

Также в порядке надзора рассматривался иск о незаконном использовании товарных знаков Volkswagen, VOLKSWAGEN и логотипа VW в печатной продукции и наружной рекламе ООО. По мнению заявителя, такое использование нарушает исключительные права фирмы на указанные знаки и является недобросовестной рекламой.

Используя товарные знаки фирмы в рекламе, представленной в печатных изданиях, общество указывало, что оно является автоцентром и занимается продажей, сервисным обслуживанием, поставкой запасных частей для автомобилей марки «Фольксваген». В объявлениях не указывалось, что ООО является официальном дилером .

Суд пришел к выводу, что правообладатель не вправе запретить использование товарного знака третьими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия. К третьим лицам относятся хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на услугах применительно к товарам. Подобные услуги могут отражаться в рекламе на территории РФ.

Использование «чужого» товарного знака другими лицами возможно в рекламе своей торговой, обслуживающей или иной деятельности в отношении правомерно введенных в гражданский оборот товаров, если при этом не нарушается законодательство о рекламе.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что такое использование не является разрешенным использованием в «отношении товаров», а направлено на дополнительную рекламу деятельности самой организации. Т.е. продавец может использовать товарный знак в рекламе своей деятельности.

Что касается вывесок, вопрос немного сложнее. Действительно, такое использование служит эффективным способом информирования потребителя о том, что в конкретном заведении реализуются соответствующие товары. И маловероятно введение потребителя в заблуждение, если товарный знак использован наряду с товарными знаками нескольких правообладателей, как зачастую бывает на вывесках автомагазинов, на которых обычно перечислен целый ряд правообладателей – крупных производителей. Впрочем, это касается и вещевых торговых центров, и продуктовых магазинов и т.п.

Конечно, окончательное решение зависит от конкретных обстоятельств дела.

Похожая ситуация складывается и в отношении деталей / частей для целого товара, например, автомобиля, будь то коврики, фары, стекла или, например, шнурки и кроссовки. Т.е. производитель указывает, что его товар подходит к определенной модели/марке (автомобиля и т.п.).

«Блюстители» же буквы Закона тут же говорят о нарушении исключительных прав. И ведь, действительно, знак упоминается – упоминается, и знаки то сходны, если не тождественны! Дело возбуждено!

Обратимся к делу ОАО «АВТОВАЗ». Таможней выявлены изделия – автозапчасти (сцепление в сборе и их части), имеющие бумажные бирки с надписью «LADA», «SAMARA», «NIVA», сходные, по мнению таможенного органа, до степени смешения с товарными знаками «LADA», «SAMARA», «NIVA», исключительные права на использование которых на территории Российской Федерации принадлежат ОАО «АВТОВАЗ». О прав на использование товарных знаков при изготовлении указанных автомобильных частей кому-либо не предоставляло. Таким образом, таможенный орган вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.10 КоАП.

Компания-нарушитель осуществляет деятельность по реализации запчастей потребителям на вторичном рынке на территории РФ.

Суд пришел к выводу, что обозначения «LADA», «SAMARA», «NIVA» в данном случае не воспринимаются потребителем как товарные знаки. Использующиеся для индивидуализации самого товара с конкретным производителем, они носят исключительно информационный характер относительно технического применения товара, поэтому его ввоз на территорию Российской Федерации не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП.

Еще один вариант ситуации – прямое указание на «чужой» товарных знаков на этикетке товара.

Все тут же забывают о функции товарного знака – отличать одного производителя от другого, а также о том, что он обычно / зачастую доминирует / «бросается в глаза» потребителю.

Дело рассмотрено в Европейском суде справедливости: «нарушитель» производил и реализовывал бритвенные станки и сменные бритвенные лезвия под своим товарным знаком, указывая, что лезвия подходят также и для станков фирмы Gillette.

Суд признал, что разрешается использовать «чужой» товарный знак для указания назначения товара. Такое использование должно давать потребителю полную информацию о цели товара, а также должно быть разумным, добросовестным и не нарушать обычаев делового оборота.

К слову сказать, вопрос с этикеткой еще более не менее урегулирован российским законодательством. Этикетка – это средство информации о товаре. Требование предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, возложено на продавца статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом «О защите прав потребителей».

То есть указание «чужого» товарного знака не может рассматриваться в качестве элемента, способного ввести потребителя в заблуждение относительного изготовителя товара, т.к. оно не создает впечатление, что товар произведен той, а не иной компанией, а лишь указывает предназначение товара/продукта.

Таким образом, в настоящее время в законе нет специального положения, регулирующего такое использование «чужих» товарных знаков. Однако правомерность такого использования следует из общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как можно оспорить результаты проверки по формальным признакам?

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушений юридическим лицом или ИП и подлежат отмене.

Так, грубым нарушением являются (ст. 20 ФЗ №294):

  1. отсутствие оснований проведения плановой, внеплановой выездной проверки, несвоевременное уведомление о проведении проверки;
  2. привлечение к проведению мероприятий по контролю в качестве экспертов не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  3. отсутствие согласования в случае необходимости с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  4. нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  5. проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  6. требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  7. непредставление акта проверки;
  8. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  9. участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Основания и виды контроля

Опорным нормативным актом для государственной структуры является закон 294-ФЗ от 26.12.2008. Документ устанавливает принципы работы инспекторов, порядок организации мероприятий и дает предпринимателям гарантию объективности оценок. Надзорное ведомство вправе осуществлять контроль в следующих формах:

  1. Плановая проверка ИП. Назначать ее разрешено каждые 3 года. Исключения предусмотрены для представителей отдельных отраслей. От правила можно отступать в сфере оказания медицинских, образовательных или социальных услуг. Уведомление предпринимателю направляют за 72 часа до начала процедуры.
  2. Внеплановая проверка. Известить о принятом решении коммерсанта ведомство обязано за сутки до визита инспекторов. В течение 24 часов уведомление о контрольном мероприятии направляют прокурору. Основанием может служить жалоба, сообщение об угрозе благополучию населения, нанесение вреда.
  3. «Тайный покупатель». Несколько лет руководство Роспотребнадзора надеялось получить право контрольных закупок. С 2021 года такое полномочие структуре предоставлено. Проверка по жалобе, инициативе чиновников или сообщению о признаках проступка уже проводится на основании закона 81-ФЗ от 18.04.18. Чиновники под видом рядовых граждан приходят в точку продаж и приобретают товары (услуги). Если в ходе мероприятия выявят нарушения, назначают наказание. К концу марта 2021 года законопроект приняли во втором чтении. Юридической силы поправки пока не приобрели.

Ведомство самостоятельно определяет способ оценки. Анализ проводят в документарной или выездной форме.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]