Главная / Налоги / Что такое НДС и когда его повышение до 20 процентов? / Объект НДС
Назад
Опубликовано: 28.12.2017
Время на чтение: 4 мин
0
190
Обложение налогом на добавочную стоимость оказания транспортных услуг регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок налогообложения зависит от типа оказываемых услуг, их географии и конкретных прописанных в законодательстве условий, определяющих конкретную ставку для разных видов деятельности.
- Ставка НДС 0%
- Ставка НДС 10%
- Ставка НДС 18 %
- Освобождение от уплаты НДС
Договор транспортной экспедиции
Доставка товара до покупателя может производиться как собственными силами поставщика, так и с привлечением 3-й стороны. При необходимости заключаются договора с транспортно-экспедиционными компаниями, которые носят посреднический характер. С их помощью при наличии транспортных средств осуществляется доставка грузов до конечного места назначения.
По условиям составленного договора на перевозку грузов экспедитор обязывается выполнить работы, связанные с перевозкой товара и оказанием транспортных услуг за счет клиента. При этом должна быть обеспечена сохранность груза, гарантирована его отправка и получение на месте. В качестве дополнения предлагаются услуги по оформлению документов на международные перевозки, таможенные операции, оплата соответствующих пошлин, получение товара в назначенных пунктах и прочие процедуры.
НДС при возмещении транспортных расходов: Минфин разъясняет!
Возмещение транспортных расходов, понесенных поставщиком в пользу покупателя, и не включенных в цену товара, всегда порождало множество налоговых споров и было связано с налоговыми рисками. Дело в том, что объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России (пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ).
В свою очередь реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Разумно предположить, что поскольку поставщик самостоятельно транспортных услуг покупателю не оказывает, объект налогообложения НДС в этом случае отсутствует. Следовательно, налог не начисляется. Учитывая, что объекта налогообложения НДС не возникает, входной НДС, предъявленный транспортной компанией, к налоговому вычету поставщик принять не вправе (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Не сможет принять НДС к вычету и покупатель, несмотря на оплату транспортных расходов. Ведь у него не будет счета-фактуры на эти услуги, выставленного на его имя продавцом.
Таким образом возмещение затрат не связано с переходом права собственности на какие-либо товары, работы или услуги. Денежные средства, полученные поставщиком в качестве возмещения расходов, нельзя признать выручкой, так как они не несут экономической выгоды, а носят компенсационный характер и взимаются в сумме фактических затрат.
Казалось, все очевидно. Однако, разъяснения финансового ведомства об исчислении НДС исполнителем (продавцом) при компенсации ему каких-либо расходов, понесенных в рамках договора достаточно противоречивы.
Так, в своих многочисленных письмах финансисты отмечают, что в случае компенсации коммунальных расходов арендатором арендодателю у последнего объект налогообложения не возникает по вышеуказанным причинам (отсутствует объект налогообложения) (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 17.09.2009 N 03-07-11/232).
В то же время Минфин считает, что при получении организацией-исполнителем от заказчика услуг (работ) возмещения стоимости командировочных расходов на проезд сотрудников к месту их оказания (выполнения) следует начислить НДС.
Основание – подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. То есть чиновники рассматривают полученные исполнителем средства как связанные с оплатой работ (услуг) (письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-11/253, от 02.03.2010 N 03-07-11/37, от 26.02.2010 N 03-07-11/37).
Аналогичные выводы содержатся и в письме ведомства от 15.08.2012 N 03-07-11/300. Организации, осуществляющей поставку оборудования и его установку, рекомендовано включить в налоговую базу по НДС суммы возмещения покупателем командировочных, транспортных и страховых расходов, не включенных в цену договора и понесенных продавцом в связи с исполнением договора.
Поскольку в указанных случаях имеет место начисление НДС, суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и пр. подлежат налоговому вычету у поставщика товаров (работ, услуг).
А что же покупатель? Дело в том, что получатель денежных средств, связанных с оплатой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), имущественных прав, выписывает счет-фактуру в одном экземпляре, который регистрирует в книге продаж (п. 18 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137).
То есть продавец начислит НДС к уплате в бюджет, но счет-фактуру покупателю на сумму возмещаемых расходов не выдаст. Соответственно последний не сможет принять НДС к налоговому вычету.
И наконец, внимания заслуживает еще одно письмо Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 по вопросам применения вычетов НДС и выставления счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу.
Из него следует, что продавец покупателю услуг не оказывает и в счете-фактуре, выставляемом им по отгруженным товарам, стоимость транспортировки товаров указывать не нужно. Любопытно, что чиновники впервые делают акцент на возможности оформления возмещения стоимости доставки через посредническую сделку. Ранее такой вариант оформления отношений встречался только в разъяснениях экспертов.
То есть поставщик, организуя доставку товаров до склада покупателя, фактически оказывает ему агентские услуги. В такой ситуации помимо непосредственной поставки товара на поставщика по договору возлагается обязанность заключить договор с транспортной организацией в интересах покупателя. Иначе говоря, поставщик наделяется обязанностью агента покупателя в отношениях с перевозчиком.
Но имейте ввиду — по общему правилу агент получает за посреднические услуги вознаграждение (ст. 1006 ГК РФ).
Если в договоре размер агентского вознаграждения не прописан, оно уплачивается по цене, которая взимается за аналогичную услугу. На практике определить такую цену нелегко, поэтому в договоре лучше предусмотреть конкретную сумму. Вознаграждение облагается НДС и налогом на прибыль у агента (продавца).
Агент обязан представить принципалу (в нашем случае покупателю) отчет о выполнении поручения (ст. 1008 ГК РФ). К нему необходимо приложить копии накладных, выписанных перевозчиком в адрес агента. Эти документы подтверждают расходы, подлежащие компенсации.
При этом агент вправе перевыставить в адрес покупателя (принципала) счета-фактуры на транспортные расходы порядке, предусмотренном для посреднических отношений (п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС утв. Постановлением Правительства России от 26.12.2011 N 1137, письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-09/16, от 27.07.2012 N 03-07-09/92). На основании полученных от продавца счетов-фактур покупатель предъявит НДС к налоговому вычету.
Очевидно, что возмещение транспортных расходов, предусмотренное в договоре поставки отдельной позицией, доставит неудобство, как продавцу товара, так и его покупателю. Поэтому сторонам целесообразно включить стоимость доставки в цену товара.
Исчисление НДС у поставщика и налоговый вычет у покупателя в этом случае не составит особенных сложностей.
Поскольку транспортные расходы включаются в цену товара, продавец начисляет НДС со всей стоимости, определенной договором. В счете-фактуре указывается только одна позиция — наименование товара (транспортная услуга не выделяется отдельной строкой). Предъявленный транспортной организацией НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
В свою очередь покупатель оприходует товар на склад по фактической себестоимости (договорной цене, сформированной с учетом транспортных расходов) на основании товарной накладной. Предъявленный поставщиком НДС он принимает к налоговому вычету на дату оприходования товара при наличии первичного документа и счета-фактуры.
Итак, при заключении договора, сторонам необходимо внимательно отнестись к определению порядка возмещения продавцу стоимости доставки груза до покупателя.
Транспортные услуги
Услуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов. В качестве услуг могут быть предоставлены:
- Участие в переговорах. Владельцы транспортных компаний могут наряду с заказчиками разрабатывать сроки и маршруты для доставки грузов.
- Оформление документации. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара, предъявление документации для вывоза и погрузки.
- Завоз-вывоз товара от складов и мест хранения до территории грузополучателя.
- Работы погрузки-разгрузки, складские услуги. Погрузка и выгрузка товаров с мест хранения, сортировка, комплектование, расфасовка, упаковка в контейнеры и прочую тару, проверка наличия мест, комплектации, обшивка, маркировка, ремонт тары и всевозможных упаковок.
- Информационные услуги ― передача уведомлений об отправке, отслеживание за перемещением, сведения о пересечении границ и доставке в порты.
- Подготовка дополнительного оборудования, необходимого для транспортировки. Проверка оборудования к дальнейшей работе, уборка после разгрузочных работ, заготовка и обеспечение пломбировочными устройствами.
- Услуги по страхованию перевозимого товара (оформление договоров, получение страховых выплат, оплата требуемых страховых взносов).
- Финансовые услуги, заключающиеся в оплате возникающих в процессе доставки грузов расходов.
- Таможенное оформление процедур при необходимости пересечения границ. Контроль за оформлением таможенных деклараций и прочих сопутствующих документов, перечисление таможенных пошлин.
- Прочие услуги, возникающие в зависимости от специфики товара и условий перемещения.
Посредническая деятельность экспедитора
При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:
- Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
- В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.
Транспортная накладная
Транспортную накладную (ТН) оформляют при заключении договора перевозки груза. Это самостоятельный перевозочный документ, назначение которого – подтвердить факт заключения договора. Документ обязательный. По договору перевозки его оформляет, как правило, грузоотправитель (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ).
В ТН указывается информация о грузоотправителе, грузополучателе, наименовании груза и его объявленной ценности, сопроводительных документах, условиях перевозки.
Таким образом, ТН оформляют в рамках договора перевозки. Она подтверждает:
- само наличие правоотношений между отправителем груза и перевозчиком;
- регулирует отношения сторон по договору перевозки груза;
- определяет конкретные условия перевозки.
Кстати, с 1 января 2021 года изменились правила перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства от 21 декабря 2021 г. № 2200), и применяется новая форма транспортной накладной.
НДС на транспортные услуги: при посреднической деятельности
При ведении посреднической деятельности экспедиторам требуется вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются как плательщики НДС. Налоговая база в таких случаях определяется как сумма дохода от полученного вознаграждения. Экспедиторские транспортные услуги при перевозке грузов по территории страны облагаются по стандартной ставке 18%.
Если экспедиторы плательщиками налога не признаны или имеют освобождение от его начисления, также ведут Журнал полученных и выставленных документов, в котором фиксируются доходы от деятельности.
Про налоговый учет по НДС подробнее читайте в статье:
При составлении счетов-фактур посреднические организации указывают затраты на оплату услуг 3-м лицам. В книге продаж данные документы не регистрируются, так как обязанности по исчислению налога со стоимости полученных экспедитором услуг не возникает.
Пример. Транспортная по условиям заключенного договора на экспедиторские услуги получила следующие суммы от клиента: 2500 рублей на оформление документов вывоза со склада хранения. В качестве вознаграждения за перевозку товара предусмотрена сумма 38 000 рублей.
ООО «Чайка» выставила счет-фактуру за свои услуги клиенту в размере 38 000 рублей, в том числе НДС 18% ― 5796,61 рубль. Переданные средства в размере 2500 рублей за оформление документов в процессе доставки в качестве вознаграждения за проделанную работу не рассматриваются, выручкой транспортной компании не являются.
Грузоперевозки с НДС или без НДС для ИП и ООО – основные различия
Налог является косвенным, его исчисление осуществляется продавцом при продаже товаров покупателю или при оказании услуг. Дополнительно к стоимости продаваемых товаров продавец начисляет сбор, который исчислен по соответствующему тарифу. Плательщиками сбора являются организации и ИП. Популярен вопрос, как рассчитывается стоимость за грузоперевозки с НДС.
Порядок обложения НДС транспортных услуг
НДС в грузоперевозках следует оплачивать исходя из того, кто оказывает подобные услуги и где они производятся. Согласно законодательству, предусмотрено несколько вариантов ставок обложения, а в некоторых случаях вносить данный налог не требуется совсем, либо применяется нулевой тариф.
Согласно статье 164 НК, в некоторых случаях на грузовые перевозки применяется нулевой тариф. Он является актуальным при осуществлении международных перевозок, при перевозке нефти и природного газа из РФ или на территорию страны, а также при выполнении процедуры транзита, перевозки пассажиров с пунктов назначения и отправления вне РФ.
Облагаются по нулевой ставке, в том числе, перевозки в пригородном сообщении в РФ, некоторые перевозки в дальнем сообщении, а также внутренние воздушные перевозки, если пунктом отправления или назначения является Крым или Севастополь.
Чтобы воспользоваться льготной ставкой в 0% при перевозках за пределами страны, плательщику заранее нужно предоставить некоторые документы. Список включает копии договоров, транспортной документации, ТД.
Эти сведения должны быть представлены в фискальный орган в течение 180 суток, которые отсчитываются от времени представления отметки в таможне.
Если плательщик не представляет своевременно документацию, он будет обязан внести НДС в бюджет.
Работать с НДС в грузоперевозках, который составляет 10%, могут лица, осуществляющие перевозки внутри страны – пассажирские и багажные. В иных случаях для ОСНО применяются ставки в 20%.
Таким образом, согласно нормам НК РФ, при оказании услуг могут применяться разные ставки, а также освобождение от сбора. Если плательщиком применяется нулевой тариф, нужно доказать правомерность его использования, иначе придется доплачивать НДС по основной ставке.
Налоговая система при грузоперевозках для ИП и ООО, как работать с НДС
Для оптимизации НДС предусмотрены разные системы обложения, которые снижают фискальную нагрузку – УСН, ПСН и ЕНВД. Понятие грузовых перевозок подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по указанному адресу по контрактам. Для ведения бизнеса ИП или ООО по грузоперевозкам, достаточно пройти регистрацию и выбрать режим.
Чтобы определить систему обложения, нужно учесть масштабы бизнеса, количество применяемого транспорта, размер выручки. Одна из популярных систем обложения – УСН. Она предусматривает уплату налога по доходам в 6% или доходы минус расходы со ставкой 15%.
Система ЕНВД применяется, если численность транспорта – не более 20. При наличии нескольких ОКВЭД потребуется ведение раздельного учета. Наемного персонала должно быть не более 100 человек.
Система ПСН используется исключительно ИП. Перед тем, как работать ИП с НДС или организацией, нужно тщательно проанализировать преимущества и недостатки разных систем, чтобы выбрать подходящий вариант.
Нужно учесть такие параметры, как ограничения по количеству транспорта (их нет на УСН и ПСН), период действия (УСН – без ограничений). Необходимо учесть наличие ограничений по региону действия, численности человек, годовой выручки.
Оплата за грузоперевозки с НДС или без
Ставка НДС для ИП (индивидуальных предпринимателей) и организаций может рассчитываться по тарифам в 0,10 или 20%. Применение конкретной ставки зависит от того, какой груз провозится, каким транспортом, откуда, какое место назначения и т.д.
К примеру, по нулевому тарифу может облагаться международная перевозка, а также за пределами РФ с посадкой в России, транзитные операции. Право на применение нулевого процента требуется подтвердить, представив документацию. Иногда можно отказаться от использования этого тарифа. Ставка в 20% используется в тех случаях, когда не получается применить нулевой процент или тариф в 10%.
Чтобы подтвердить наличие льготы, нужно представить документы. Их перечень может различаться в зависимости от типа операции. Если осуществлялись международные перевозки, потребуется контракт на оказание услуг, транспортные документы. Если перевозка была с использованием воздушного судна с посадкой в РФ и последующим вылетом, нужен реестр перевозочных документов.
При выполнении операции транзита нужен контракт на оказание услуги, ТД, товаросопроводительные документы. При несвоевременной подаче документации потребуется заплатить тариф, который составляет 20%.
Работа ИП с НДС плюсы и минусы
Предприниматель имеет право самостоятельно установить оптимальный режим обложения для своей деятельности. Часто ИП используют специальные режимы, например, УСН, ПСН и ЕНВД, которые позволяют не вносить налоги на добавленную стоимость. Однако в некоторых случаях уплачивать сбор приходится, либо ИП должен работать на ОСНО, если применение специальных режимов запрещено.
Ставка по данному платежу может изменяться в зависимости от того, какие операции осуществляются. Если предприниматель работает на ОСНО, он должен в обязательном порядке вести книгу покупок и продаж. Расчет по платежам происходит каждый квартал. Лицо должно своевременно подавать декларацию по налогам.
Есть некоторые плюсы и минусы работы с НДС. Основные плюсы для ИП:
- Возможность сотрудничества с крупными контрагентами.
- Возможность принятия к вычету налога.
Основной недостаток работы с данным сбором на ОСНО – сложный расчет. Но если работать без этого платежа, бизнесмен становится менее конкурентоспособным, есть риск отказа в совместной работе от потенциальных партнеров. Предприниматели на ОСНО часто более тщательно проверяются налоговыми органами.
Какой порядок обложения НДС транспортных услуг
Предварительно следует определить, по какой ставке осуществляется работа с НДС – 0, 10 или 20%. Перечень услуг, облагаемых ставкой 0%, прописан в НК и является закрытым. Также есть перечень товаров, облагаемых 10%.
В остальных случаях организации, работающие на ОСНО, должны оплачивать налог в размере 20%. Если своевременно не поданы документы, подтверждающие право использования нулевого процента, уплачивается сбор по основному тарифу.
Источник: https://expert-nds.ru/gruzoperevozki-s-nds/