купить доску бук дуб ясень Наше стремление к качеству и удовлетворенности клиентов проявляется в каждой единице пиломатериалов, которые мы производим и продаем. В компании Artwoodbase мы понимаем, что, когда речь идет о деревообработке и производстве мебели, наличие правильных материалов имеет большое значение. Именно поэтому мы тщательно отбираем только лучшие лиственные и хвойные породы древесины для изготовления нашего пиломатериала.

Ответственность за неоприходование денежных средств в кассу


Понятие кассовой дисциплины

Правила ведения кассовых операций в организации закрепляют указания Центробанка России № 3210-У. Нормативный документ предусматривает порядок работы с наличными денежными средствами в учреждении. За любое отклонение от установленных требований предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций. Но это не единственный норматив в работе с наличностью.
Все организации и ИП, которые принимают наличную оплату за оказанные услуги и работы или реализованный товар от физических лиц, обязаны применять онлайн-кассы. Работать без ККТ нового поколения запрещено (закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ). Если компания или коммерсант проведет операцию «мимо кассы», то штрафов не избежать.

Ключевые правила организации работы с кассовыми операциями — в статье Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».

Какой штраф начисляют за отсутствие кассы

Если предприниматели или компании, обязанные фиксировать продажи через кассу, не выполняют это требование и продолжают утаивать выручку, ФНС вправе применить к ним штраф за неиспользование ККТ:

  • для ИП и ДЛ — до половины от неучтенной прибыли, но не менее 10 тыс. руб.;
  • для организаций — до 100 % от суммы неучтенных продаж, но не менее 30 тыс. руб.

При повторном правонарушении с неучтенной выручкой от 1 млн рублей предпринимателю грозят более жесткие санкции:

  • для уполномоченных лиц — отстранение от должности на срок до 2 лет;
  • для ИП и предприятий — запрет на ведение деятельности до 3 месяцев.

Рассмотрим применение санкций на конкретном примере. Магазин косметики, зарегистрированный в статусе ООО, продает товары без ККМ. За весь период деятельности было продано косметики на сумму 500 000 руб. При выявлении нарушения инспектор ФНС может начислить для ООО штраф за работу без кассового аппарата на сумму до полумиллиона рублей. Если магазин не поставит кассу, при следующем нарушении деятельность могут приостановить на 90 дней. Штраф за отсутствие кассового аппарата для ИП составит не более 250 000 руб. Санкции применимы даже в том случае, если ККМ уже зарегистрирована в ФНС, но по каким-то причинам не используется в торговле.

Кассовые аппараты для любых сфер бизнеса. Доставка по всей России.

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Порядок организации кассы

Для соблюдения установленных норм учреждению достаточно выполнить пять ключевых шагов:

  1. Назначить ответственного работника за ведение кассовых операций. Ознакомьте сотрудника с положениями указаний № 3210-У и закона № 54-ФЗ в последней редакции под подпись.
  2. Обеспечьте сохранность кассы и документации. Необходимо оборудовать кабинет сейфом, в котором храните деньги, ордера, кассовые книги и чековую книжку.
  3. Установите предельный лимит остатка наличности в кассе. Эта сумма вычисляется расчетным путем, по приходу или выбытиям из кассы. Не допускайте превышение лимита на конец рабочей смены или дня, иначе гарантированы штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины. Излишки вносите на расчетный счет компании в банке. В дни зарплаты остаток может быть больше лимита.
  4. Все операции отражайте специальными кассовыми документами. На приходные операции выписывайте приходный ордер, на расход — расходный. Регистрируйте операции в кассовой книге. Если принимаете наличную оплату за товар, работы, услуги, используйте онлайн-ККТ.
  5. Тратьте выручку только на разрешенные цели. Перечень одобренных затрат приведен в указаниях Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.

«Кассовые» споры в решениях судов

В ходе проверок налоговики часто привлекают к ответственности за нарушения кассовой дисциплины. Штрафы немалые. Основываясь на анализе сложившейся судебной практики по «кассовым» спорам, расскажем, в каких случаях привлекают к административной ответственности.

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена в ст. 15.1 КоАП РФ. Для должностных лиц — штраф от 4000 до 5000 руб., для юридических — от 40 000 до 50 000 руб.

Привлечь к административной ответственности по этой статье можно только в случае несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, осуществления расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, при накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Нарушение порядка хранения денежных средств

Порядком ведения кассовых операций, утвержденным Банком России 22.09.93 № 40 (далее — Порядок ведения кассовых операций), предусмотрено, что в организации должна быть оборудована касса — изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег (п. 29). Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении № 3 к Порядку ведения кассовых операций.

Надо сказать, что эти требования трудновыполнимы. Поэтому у налоговиков несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств — излюб­ленное основание для привлечения организаций к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

В частности, помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

  • быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
  • располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах. В одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;
  • иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
  • закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы;
  • оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;
  • иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
  • располагать исправным огнетушителем.

Некоторые суды при несоблюдении организацией отдельных положений Порядка ведения кассовых операций по технической укрепленности касс удовлетворяют требования налоговиков и привлекают организации к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.01.2011 № А63-6264/2010 (Определением ВАС РФ от 29.03.2011 № ВАС-3365/11 отказано в передаче дела для пересмотра), Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 № 15АП-795/2011). Так, организацию привлекли к ответственности за отсутствие второго замка на входной двери кассы, металлической решетки двери и металлической решетки на окне для выдачи денег (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 № 05АП-901/2009).

ФАС Северо-Западного округа постановлением от 07.02.2011 № А52-2365/2010 привлек организацию к ответственности за хранение денежных средств в сейфе, не прикрепленном к строительным конструкциям пола и стены, а также за то, что сейф по окончании рабочего дня не опечатывался печатью кассира.

Другие суды за аналогичные нарушения Порядка ведения кассовых операций отказывают налоговикам в привлечении организации к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ, признавая подобные нарушения малозначительными.

ФАС Восточно-Сибирского округа постановлением от 14.07.2010 № А19-1295/10 признал правонарушение малозначительным и освободил организацию от ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, выразившееся в том, что помещение, в котором общество хранило денежные средства и производило денежные расчеты, закрывалось одной деревянной дверью, окно для выдачи денег отсутствовало, а металлический сейф не был прикреплен к конструкциям пола и стен. Признавая совершенное обществом административное правонарушение малозначительным, суд принял во внимание, что денежные средства, хранившиеся в кассе общества на момент проверки, являлись незначительными, общество привлекалось к административной ответственности впервые, оно полностью признало себя виновным, иные требования к кассам им были соблюдены, в том числе имелись исправный огнетушитель и сигнализация, помещение было обособленным.

Осуществление кассовых операций в неизолированном помещении, оборудованном только деревянной дверью без окна для выдачи денег, с двумя рабочими местами, принадлежавшими разным организациям, постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2010 № А39-736/2010 также было признано на основании ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением. Суд пришел к выводу, что правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства.

Поводом к признанию подобных правонарушений малозначительными может послужить и тот факт, что общество осуществляет расчеты в основном в безналичной форме, имеющиеся в кассе средства предназначены для обеспечения его текущих нужд, размер остающихся в кассе средств незначителен, а представленные обществом квитанции свидетельствуют о регулярной сдаче денежной наличности в банк (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2010 № А27-2965/2010).

Итак, привлечь организацию к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств можно при любом отклонении состояния помещения кассы от Единых требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, приведенных в приложении № 3 к Порядку ведения кассовых операций. Избежать ответственности можно, только если удастся убедить судей в малозначительности данного правонарушения. Однако надо учитывать, что квалификация правонарушения как малозначительного имеет место лишь в исключительных случаях и применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Нарушение лимита расчетов наличными

Лимит расчетов наличными установлен Указанием Банка России от 20.06.2007 № 1843-У. В нем сказано, что расчеты наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут проводиться в размере, не превышающем 100 000 руб.

Между тем из буквального прочтения ст. 15.1 КоАП РФ можно сделать вывод, что ответственность за проведение расчетов наличными сверх установленных размеров наступает только при их осуществлении между организациями.

Судебная практика по данному вопросу противоречива. Одни суды считают, что за несоблюдение лимита расчетов наличными с индивидуальным предпринимателем привлечь к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ невозможно (постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.12.2009 № Ф03-7241/2009 и Северо-Западного округа от 08.05.2007 № А05-12170/2006). Другие полагают, что штрафовать по ст. 15.1 КоАП РФ можно и за сверхлимитные расчеты с индивидуальным предпринимателем (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 № А28-16681/2009 и Уральского округа от 18.01.2008 № Ф09-11294/07-С1).

Поскольку единый подход к решению данного вопроса в арбитражной практике не выработан, рекомендуем при наличных расчетах с индивидуальными предпринимателями не превышать лимит 100 000 руб. по одному договору.

При расчетах наличными между организациями значение имеет правильность оформления кассовых документов и договоров, в рамках которых проводятся расчеты. Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 13.10.2010 № А03-1460/2010) не признал сверхлимитными наличные расчеты между организациями, общая сумма которых превышала 100 000 руб. Организация представила документы, в том числе соглашения о расторжении договоров, из которых следовало, что расчеты проводились по разным договорам, причем срок действия одного договора не пересекался со сроком действия другого.

В деле, рассмотренном ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 26.10.2010 № А78-4550/2010), общество представило восемь договоров поставки с одним и тем же контрагентом, по которым были проведены расчеты наличными в размере 625 000 руб. Суд пришел к выводу, что из представленных документов (счетов-фактур, товарных накладных, приходно-кассовых ордеров) следует, что расчет наличными деньгами по каждому договору не превысил 100 000 руб., и отказал налоговикам в привлечении общества к ответственности.

В то же время по другому делу суд установил: хотя между организациями было заключено три договора поставки, имевшиеся в материалах дела товарные накладные, счета-фактуры, контрольно-кассовые чеки подтверждали, что все платежи наличными за поставленный товар были осуществлены в рамках одного договора. В результате на организацию был наложен штраф в размере 40 000 руб. При этом суд отметил, что заключение новых договоров поставки автоматически не повлекло прекращения старого договора поставки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 № А28-2959/2010).

Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности суды понимают несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

По мнению многих судов, неотражение выручки в кассовой книге в день поступления свидетельствует о ее неоприходовании (постановления ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2010 № Ф03-8062/2009 и Восточно-Сибирского округа от 10.11.2009 № А33-441/2009).

Тем не менее в некоторых судебных решениях несвоевременное отражение выручки в кассовой книге с задержкой в несколько дней не признается неоприходованием наличности (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2010 № А19-25794/09 и Северо-Западного округа от 10.12.2009 № А56-13469/2009).

Таким образом, если в кассовой книге выручка пусть с опозданием, но отражена, у организации есть шанс освободиться от штрафов.

Если организация осуществляет расчеты с применением ККТ, несоответствие показаний ККТ и кассовой книги организации суды признают одним из доказательств неоприходования наличности (постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2010 № А13-1936/2010, Волго-Вятского округа от 23.08.2010 № А79-1256/2010 и Северо-Кавказского округа от 11.02.2010 № А53-22859/2009).

Между тем, как следует из постановления ФАС Поволжского округа от 21.06.2010 № А12-3454/2010, если такое расхождение вызвано ошибочным пробитием кассового чека без составления акта по форме КМ-3 о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, состав административного правонарушения по ст. 15.1 КоАП РФ отсутствует. Неотражение в кассовой книге выдачи разменного фонда хотя и является нарушением Порядка ведения кассовых операций, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, тоже не образует (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.06.2010 № А56-58858/2009).

Как и при прочих «кассовых» нарушениях, освободиться от ответственности за неоприходование в кассу денежной наличности может помочь признание судом данного правонарушения малозначительным, в частности когда правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2010 № А19-428/10, Волго-Вятского округа от 18.12.2009 № А82-8103/2009 и Дальневосточного округа от 09.10.2009 № Ф03-5330/2009).

Превышение лимита остатка кассы

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий (п. 5 Порядка ведения кассовых операций). Если такой лимит не установлен, вся имеющаяся в кассе наличность считается сверхлимитной (п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.98 № 14-П).

Вместе с тем не всегда наличие денег в кассе сверх установленного лимита влечет ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ. Предположим, банк в субботу и воскресенье не работает. Тогда накопленная в кассе за выходные дни наличность сверлимитной не признается (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2010 № А03-13992/2009).

Кроме того, порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков. Поэтому, если банк установил периодичность сдачи наличных, допустим, один раз в пять дней, накопление денег в кассе сверх установленного лимита в течение этих пяти дней превышением лимита не считается (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2009 № Ф04-4939/2009(12817-А03-31).

Суды могут освободить предприятие от ответственности за превышение лимита остатка кассы в связи с малозначительностью правонарушения, в частности когда правонарушение не представляло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 № А28-17847/2009).

Ответственность индивидуального предпринимателя

До последнего времени ситуация с привлечением индивидуальных предпринимателей к ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций оставалась спорной. Дело в том, что в Порядке ведения кассовых операций сказано, что его применяют предприятия. Об индивидуальных предпринимателях — ни слова. Однако в 2006 г. Банк России выпустил письмо от 17.07.2006 № 08-17/2540, в котором указал, что Порядок ведения кассовых операций распространяется и на индивидуальных предпринимателей.

Налоговики сразу разослали это письмо для использования в работе (письмо ФНС России от 30.08.2006 № ММ-6-06/[email protected]) и стали привлекать предпринимателей к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. Масла в огонь подлил Верховный суд РФ, который тоже признал, что Порядок ведения кассовых операций распространяется и на индивидуальных предпринимателей (решение от 15.09.2008 № ГКПИ08-1000).

В то же время арбитражные суды в своих решениях, как правило, приходили к выводу, что Порядок ведения кассовых операций в отношении индивидуальных предпринимателей не действует (постановления ФАС Московского округа от 20.05.2009 № КА-А40/4232-09, от 06.04.2009 № КА-А40/2422-09, Дальневосточного округа от 24.12.2009 № Ф03-7692/2009, Восточно-Сибирского округа от 25.02.2010 № А33-16175/2009 и Волго-Вятского округа от 20.04.2010 № А29-11206/2009).

Правда, некоторые суды поддерживали налоговиков и привлекали предпринимателей к ответственности (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 19.05.2010 № А53-26668/2009 и от 13.04.2010 № А53-25864/2009).

Точку в вопросе поставил Высший арбитражный суд РФ. Он признал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Значит, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 № 1411/10).

С этого момента даже те суды, которые ранее придерживались позиции налоговиков, отказывают последним в привлечении предпринимателей к ответственности за нарушение Порядка ведения кассовых операций (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28.12.2010 № А53-10888/2010, от 20.12.2010 № А53-7283/2010, от 22.10.2010 № А53-5106/2010, от 21.09.2010 № А53-5428/2010 и от 17.09.2010 № А53-3136/2010).

Таким образом, предприниматели не обязаны соблюдать требования Порядка ведения кассовых операций и за это их нельзя привлечь к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

Какие нарушения допускаются

Подконтрольные организации обязаны разбираться и понимать, за какие кассовые нарушения штрафуют, и при каких условиях наказания недопустимы. Всего выделяют пять категорий проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

Суть проступка Пояснения
За расчет наличными сверх лимита Если организация рассчиталась наличными деньгами в сумме более 100 000 рублей в рамках одного контракта.
Нецелевое расходование наличной выручки Если компания потратила наличную выручку на цели, не предусмотренные указаниями № 3073-У. Например, выплатила заработную плату или перечислила страховые взносы.
Превышение лимита кассы Если в кассе организации на конец рабочего дня денег осталось больше, чем утвержден лимит остатка. За исключением дней выплаты зарплаты, пособий и стипендий.
Неоприходование наличной выручки Если поступившая в кассу выручка не оприходована в установленном порядке. То есть не оформлена кассовая документация (ПКО, фискальный чек или БСО).
Нарушение порядка ведения операционной онлайн-кассы Если фирма допустила отклонение от правил ведения онлайн-касс по закону № 54-ФЗ. Например, не оприходовала покупку через онлайн-ККТ.

ВАЖНО!
В назначении мер административной ответственности предусмотрен срок исковой давности по нарушениям кассовой дисциплины — всего два месяца со дня совершения правонарушения. Например, лимит остатка кассы превышен 10.01.2019. Накажут учреждение, только если проступок выявят до 10.03.2019. Позже применять взыскание неправомерно.

Исключением являются длящиеся преступления. Это категория проступков в части нарушений положений закона № 54-ФЗ. Например, если организация длительное время не переходит на онлайн-кассу.

Арбитражная практика. Ответственность за неоприходование выручки

Ситуация

Налоговая инспекция провела проверку соблюдения организацией правил пользования ККМ, в результате которой установлено, что она не оприходовала часть выручки. Такой вывод был сделан на основании того, что суммы, указанные в кассовой книге и зафиксированные в фискальной памяти ККМ (контрольные ленты), не совпадали. За это организацию оштрафована в соответствии с пунктом 9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 (далее — Указ № 1006). Величина санкции равна трехкратному размеру неоприходованной в кассу выручки. Фирма отказалась уплачивать штраф в добровольном порядке. Поэтому налоговая инспекция обратилась в суд с иском о его взыскании. Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Он указал, что налоговая инспекция не представила достаточных доказательств факта неоприходования организацией денежных средств в кассу. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Налоговая инспекция подала кассационную жалобу. В ней она попросила удовлетворить иск в полном объеме, сославшись на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Решение
ФАС Северо-Западного округа рассмотрел материалы дела и в постановлении от 27.02.2002 № 5641 указал следующее. Сведения о всех суммах, которые поступили в кассу организации, должны отражаться в кассовой книге. Это следует из статьи 34 Федерального закона от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке РФ (Банке России)» и пункта 22 Порядка ведения кассовых операций в РФ, который утвержден решением совета директоров Банка России 22.09.93 № 40. Однако проверяемая организация нарушила указанные правила. Она не учла в кассовой книге денежную выручку, получение которой зафиксировано фискальной памятью ККМ и приходными кассовыми ордерами. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена пунктом 9 Указа № 1006. На организацию накладывается штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы. При этом довод о неумышленных ошибках не может быть принят во внимание. Напомним, что в соответствии со статьей 12 КоАП РСФСР административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности. Суд кассационной инстанции отметил, что налоговая инспекция не нарушила процедуру привлечения организации к административной ответственности. Размер штрафа определен в соответствии с данными приходно-кассовых ордеров, кассовых чеков и кассовой книги и не оспаривается предприятием-нарушителем. Решение о привлечении организации к ответственности вынесено в пределах двухмесячного срока со дня совершения правонарушения. На основании вышеизложенного ФАС Северо-Западного округа удовлетворил кассационную жалобу налоговой инспекции. Решение суда первой инстанции отменено.

Советы

Отметим, что инспекторы отделов оперативного контроля, которые проверяют соблюдение организациями правил применения ККМ, в последнее время делают упор именно на проверку полноты оприходования выручки в кассу. Фактически сейчас ее неотражение — это единственное основание, по которому на организацию может быть наложен штраф. Напомним, что штрафы за неприменение ККМ налагались в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением». Однако в конце прошлого года они были удалены из этой статьи Федеральным законом от 30.12.2001 № 196-ФЗ. Проверки полноты оприходования выручки обычно проводятся по следующему алгоритму. 1. С ККМ снимают полные фискальные отчеты за проверяемый период (месяц, квартал и т. д.). 2. Данные этих отчетов сверяются с журналами кассира-операциониста, приходными кассовыми ордерами, Z-отчетами (отчеты по ККМ за каждый день работы) и кассовой книгой организации. 3. Проверяется правильность оформления возвратов и ошибочно пробитых сумм. В ходе проверки могут быть обнаружены расхождения (например, по кассе пробито больше, чем оприходовано в кассовой книге) и незадокументированные возвраты или ошибочно пробитые суммы. В этом случае проверяющие составляют акт и протокол об административном правонарушении. Чтобы избежать таких неприятностей, бухгалтер должен внимательно следить, чтобы все суммы из Z-отчетов по всем ККМ за каждый день работы были отражены в приходных кассовых ордерах и кассовой книге. Кроме того, следует правильно оформлять возвраты и ошибочно пробитые суммы. Для этого нужно составлять акт по форме КМ-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Акт составляется в одном экземпляре. Его подписывают члены комиссии, в которую обычно входят заведующий отделом (секцией), старший кассир, кассир-операционист. Чеки, которые возвращены покупателями (ошибочно пробиты), должны быть погашены, наклеены на лист бумаги и вместе с актом сданы в бухгалтерию. Суммы, выплаченные по возвращенным чекам, записываются в журнал кассира-операциониста. На них уменьшается выручка за соответствующий день. Отметим, что оштрафовать за неоприходование выручки в кассу могут не только организацию, но и ее руководителя. В соответствии с пунктом 9 Указа № 1006 ему придется заплатить 5000 рублей.

М.В. Скороходов , эксперт АГ «РАДА»

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении! Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Виды наказаний за нарушения

За проступки в части соблюдения кассовой дисциплины нарушителя ждет административная ответственность. Часть 1 ст. 15.1 КоАП РФ и письмо ФНС от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338 предусматривают следующие виды взысканий:

  • предупреждение;
  • штраф в отношении ответственного работника (руководителя или иного сотрудника организации);
  • штраф в отношении компании-нарушителя.

В отношении проступков в части соблюдения закона 54-ФЗ (ст. 14.5 КоАП РФ) наказания следующие:

  • предупреждение;
  • штраф на ответственное лицо;
  • штраф на организацию;
  • дисквалификация должностного лица;
  • приостановка деятельности компании (срок до 90 дней).

Штрафы и наказания за нарушения кассовой дисциплины

Представим в виде таблицы, какие штрафы предусмотрены за нарушение кассовой дисциплины. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ, нарушителей накажут:

Суть проступка Штрафы для должностных лиц и ИП Штрафы для юрлиц Штрафы для СМП
За нарушения кассовой дисциплины (указания 3210-У):
  • расчет наличными сверх лимита;
  • нецелевое расходование наличной выручки;
  • превышение лимита кассы;
  • неоприходование наличной выручки.
От 4000 до 5000 рублей. От 40 000 до 50 000 рублей. За нарушение, допущенное впервые, — предупреждение. За повторный проступок — штраф, в зависимости от правового статуса СМП.
Нарушение порядка ведения онлайн-касс (закон № 54-ФЗ):
Прием наличной выручки мимо онлайн-ККТ. От 25% до 50% суммы расчета без ККТ, но не менее 10 000 руб. От 75% до 100% суммы расчета без ККТ, но не менее 30 000 руб. Штраф могут заменить предупреждением, если проступок выявлен впервые.
Повторное неприменение ККТ, если сумма выручки, проведенной мимо кассы, составила 1 миллион и более. Дисквалификация должностного лица от года до двух лет.

Для ИП — приостановка деятельности до 90 суток.

Приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Приостановка деятельности до 920 дней.
Онлайн-касса не отвечает установленным требованиям либо нарушен порядок применения ККТ. Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей. Предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей. Предупреждение или штраф.
Документы, связанные с применением ККМ, не предоставлены в ФНС по запросу.
Чек или БСО не выдан покупателю. Предупреждение или административный штраф в размере 2000 руб. Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб. Предупреждение или административный штраф в размере 10 000 руб.

Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:

– отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;

– выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

– несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

– арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;

– неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на «размен».

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины регулируется КОАП РФ. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Таким образом, организация, нарушившая установленный лимит расчетов наличными денежными средствами, может быть оштрафована до 50 000 руб. За это же нарушение на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб.

Ранее ответственность за вышеуказанные составы правонарушений была предусмотрена также ст. 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей». Однако с 25 июля 2003 г. этот Указ утратил силу.

Контролируют соблюдение кассовых операций банки и налоговые инспекции. Кто же из них вправе прийти с проверкой, а кто – оштрафовать? Законодательство в урегулировании этого вопроса неоднозначно.

Некоторые судьи считают, что оштрафовать за нарушение кассовых операций налоговики могут только на основании сведений, полученных от банков. Другие судьи считают, что Закон № 54-ФЗ разрешает налоговикам контролировать полноту учета выручки, а значит, за неоприходование денег в кассу инспекторы вправе оштрафовать фирму по итогам выездной налоговой проверки или проверки ККТ.

Остальные кассовыми нарушениями выявляются банками. Причем не реже одного раза в два года. Так сказано в п. 2.14 Положения Банка России от 5 января 1998 г. № 14-П. Если же налоговики обнаружат эти нарушения самостоятельно, они должны сначала проинформировать об этом банк. Банк проведет проверку, отразит нарушения в справке и направит ее в налоговую инспекцию. И только тогда инспекция может оштрафовать организацию.

На практике налоговики часто нарушают эту процедуру и штрафуют по материалам своих проверок.

Если организация не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: по ст. 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или по ст. 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать ст. 122 НК РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2001 г. № А56-17507/01). Согласно п. 1 ст. 50 Конституции РФ нельзя за одно и то же нарушение привлекать одновременно и к налоговой, и к административной ответственности.

Однако есть ситуации, когда налоговые инспекторы могут применить статьи из двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, организацию – по ст. 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по ст. 15.1 КоАП РФ.

Обратите внимание: оштрафовать кассира инспекторы не могут, потому что он не является должностным лицом фирмы.

Получив от банка справку о выявленных нарушениях, налоговики должны составить протокол. Без этого документа оштрафовать фирму они не вправе (ст. 28.2 КоАП РФ). Это подтверждает и судебная практика.

Право налоговых органов контролировать лимит кассы не закреплено ни в одном из нормативных актов, поэтому они не могут проводить такие проверки. Это подтверждает письмо УМНС по г. Москве от 18 декабря 2003 г. № 11—24/69763.

К административной ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, предусмотренной ст. 15.1 КоАП РФ, фирму могут привлечь только сотрудники милиции (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговой инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ), т. е. проверять лимит остатка кассы могут сотрудники банков, и если они найдут нарушения, то обязаны отразить их в справке и направить ее в налоговую инспекцию. И только после этого инспекция может оштрафовать фирму на 40—50 тыс. руб., а руководителя, главбуха и кассира – на 4—5 тыс. руб.

Возникает вопрос: как взыскивается штраф при нарушении лимита – за каждое его превышение или единожды? Ответ будет зависеть от того, кто именно и когда обнаружит эти нарушения. Дело в том, что согласно ст. 4.4 КоАП наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом если дела о нескольких допущенных нарушениях рассматриваются одним и тем же органом, то наказание назначается в пределах только одной санкции, а если разными органами (или в разное время) – штраф будет взыскиваться за каждое нарушение.

Другое по теме

6.3. Основные требования, предъявляемые к расходам на аутсорсинг. 6.3.1. Общие положения
Для отражения затрат на аутсорсинг в налоговом учете организации необходимо, чтобы они соответствовали критериям расходов, указанных в п. 1 ст. 252 НК РФ: – расходы должны быть обоснованы; – расходы должны быть документал …

Внутренний контроль

На проведение ревизий внутреннего характера уполномочены штатные сотрудники организации. Например, провести внезапную ревизию кассы вправе главный бухгалтер или руководитель организации.

Порядок проведения ревизии, как и перечень уполномоченных лиц, закрепите в учетной политике учреждения. Либо издайте отдельный приказ. Учтите, что внезапная ревизия кассы проводится группой лиц. То есть специально созданной комиссией.

Проверку кассовой дисциплины в организации следует проводить и при смене кассира (работника, ответственного за прием и выдачу наличных, оформление документов).

Внешний контроль

Под внешним контролем кассы понимаются проверки и ревизии соблюдения кассовой дисциплины, которые осуществляются государственными органами, службами и ведомствами.

Представителей коммерческих структур уполномочена контролировать ФНС. Инспекция разрабатывает и утверждает специальные планы выездных налоговых проверок. В соответствии с планами, выявляются риски от нарушений кассовой работы. ФНС вправе провести внеплановую ревизию. Учтите, что отсутствие компании в плане проверок ФНС не является гарантией того, что инспекторы не приедут с ревизией. Инспекция уполномочена назначить внеплановый контроль при наличии веских оснований и даже без них.

Бюджетный сектор контролирует не только ФНС. Ревизии кассы вправе проводить:

  • Счетная палата;
  • ревизионный отдел финансового органа, в котором обслуживается учреждение;
  • Министерство внутреннего финансового контроля;
  • Министерство финансов;
  • учредитель или профильное министерство и ведомство;
  • органы прокуратуры и следственного комитета;
  • иные представители госструктур.

Бюджетников на нарушения по кассовым операциям могут проверять хоть каждый день, так велико число контролеров и ревизоров.

При инициации внешней проверки кассы контролер обязан предоставить:

  • удостоверение контролера;
  • распоряжение ведомства, инициировавшего контрольное мероприятие;
  • план проведения ревизии;
  • предмет проверки;
  • сроки проведения контрольного мероприятия.

ВАЖНО!

Документы заверяют подписью и печатью руководителя ведомства. Если бумаг недостаточно или отсутствуют подписи или печати, потребуйте предоставить верную документацию. До этого не допускайте ревизора к проверке.

Посреднические организации и неучтенная выручка

При проверке посреднических организаций налоговики пытаются найти сокрытые доходы там, где их нет: когда вменяют выручку контрагента. Инспекторы обнаружили, что компания продавала нефтепродукты за наличный расчет и не приходовала выручку. Эти суммы были признаны сокрытым доходом, вследствие чего компания получила требование об уплате недоимки. Ситуацию рассматривал Арбитражный суд Поволжского округа (постановление от 07.07.09 № А12-19285/2008). В ходе судебного разбирательства выяснилось, что организация является посредником. Она заключала договора купли-продажи, выполняла обязательства по ним и производила поставки ГСМ в качестве агента. Все эти действия выполнялись по поручению принципала, на основании и в соответствии с агентским договором. Полученные средства компания-посредник полностью перечисляла организации-принципалу, и получала от нее агентское вознаграждение. Суды поддержали сторону компании-посредника, поскольку налоговая база компании-посредника формируется только из суммы вознаграждения, получаемого по условиям агентского договора. А сумма выручки при реализации продукции в интересах принципала подлежит передаче принципалу, и не является доходом компании.

Как фиксируются нарушения

Выявленные ошибки, отклонения и проступки оформляют специальным актом. Иначе привлечь нарушителя к ответственности нельзя. Проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в акте про нарушения при проверке кассовых операций. К ним относят:

  • наименование документа, дата составления, номер;
  • наименование подконтрольной организации;
  • члены комиссии (Ф.И.О., должности) — для внутренней проверки;
  • должность, Ф.И.О. ревизора, наименование ведомства — для внешней формы контроля;
  • кассир или иное материально-ответственное лицо (Ф.И.О., должность);
  • перечень ценностей в кассе на начало проведения ревизии (это не только наличность, но и марки, ценные бумаги, бланки строгой отчетности);
  • сумма наличных денег и стоимость прочих ценностей по учетным данным;
  • последние номера приходных и расходных ордеров (при наличии);
  • детальное отражение факта и содержания нарушения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]