Начисление пеней на просроченную недоимку невозможно


Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Размер пени

Величина пени может определяться самостоятельно, однако в этом деле есть определенные ограничения.

Пеня не должна быть больше размера долга или налоговых отчислений.

Кредитор, который начислил высокую пеню, должен иметь в виду, что должник может ее оспорить. Оспаривание производится на основании статьи 333 ГК. На данный момент приемлемым размером неустойки является 0,2%. Показатель определен на основании текущей ставки ЦБ. На каких основаниях суд снижает неустойку? Статьей 333 ГК не предусмотрены обстоятельства, при которых суд примет положительное решение. Однако данные сведения можно получить из судебных решений. Рассмотрим эти обстоятельства:

  • Неустойка выше 0,2%.
  • Совокупность суммы, начисленной по пене, превышает сумму долга. К примеру, задолженность предприятия составляет 1 000 рублей, а размер неустойки равен 2 000 рублей.

Суды редко принимают положительные решения в следующих ситуациях:

  • Должник пытается обогатиться на снижении штрафов.
  • Существуют явные признаки того, что дебитор преследовал мошеннические цели, изначально не собирался возвращать средства.
  • Дебитор допустил грубые нарушения по договору. К примеру, сделал только первый взнос по кредиту, в дальнейшем он начал скрываться от кредитора.

Если дебитор не обращается в судебный орган, у него почти нет шансов уменьшить неустойку.

Как рассчитать и уплатить пени по налогам и страховым взносам?

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

Отличие пени от неустойки (соотношение)

Законодательно закрепленное определение понятия пени отсутствует, что не означает свободного его толкования. Подробное определение пени дал ныне объединенный с Верховным судом Высший арбитражный суд в постановлении от 20.02.1996 № 8244/95 по делу о взыскании неустойки за оплату поставленного газа после истечения установленных сроков. Интерес в данном судебном акте представляет не столько само дело, сколько приведенное в нем определение пени, которое фактически применяется в практике гражданских правоотношений, теории права и в судебных спорах.

Итак, согласно данному документу пени представляют собой:

  • вид санкций, применяемый при нарушении стороной принятых по гражданско-правовому договору обязательств исполнить те или иные действия;
  • платеж, начисляемый на текущий момент времени, изменяющийся (увеличивающийся) при увеличении срока (чем больше времени прошло со дня оплаты до текущего момента исчисления санкции, тем большим будет их размер);
  • денежную санкцию, рассчитываемую в процентном соотношении к сумме долга, неисполненного обязательства, иного объема, определяемого законом или соглашением (в том числе в виде пункта договора);
  • выплату, размер которой исчисляется в календарных днях (процент начисляется за каждый день, начиная с первого дня после истечения срока, отведенного на выполнение конкретной обязанности).

Всеми этими признаками пеня обладает одновременно, что и составляет ее суть или определение. Более же короткое понятие, позволяющее с легкостью установить, в чем разница пени и неустойки, следует из п. 1 ст. 330 ГК: пеня есть один из видов неустойки в отношении недобросовестной стороны сделки. Следовательно, понятие неустойки более широкое и включает в себя один из видов — пеню, признаки которой закреплены как судебной практикой, так и обычаями делового оборота.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. По поводу последнего дня для начисления пеней у чиновников есть расхождения.

ФНС разъяснила, что пени перестают начислять на следующий день после уплаты, а значит день уплаты включается в расчет пеней. Однако есть письмо Минфина о том, что начислять пени за день уплаты недоимки не нужно. Это письмо не направляли налоговикам для обязательного применения, так что руководствоваться этими объяснениями можно на свой страх и риск.

Если сумма пеней за день небольшая, безопаснее включить день уплаты в расчет пеней. Если сумма велика, будьте готовы к тому, что ваши действия придется отстаивать в суде. Кроме того, налогоплательщик может письменным запросом уточнить порядок расчета у Минфина, чтобы опираться в расчетах на официальный ответ.

UrDela.ru

ч. 1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

ч. 2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

ч. 3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

ч. 4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.Абзац исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

ч. 5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

ч. 6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

ч. 7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Пункт 8 статьи 75 применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года.

ч. 8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.
‹ Статья 74 (НК РФ). Поручительство Вверх Статья 76 (НК РФ). Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей ›

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования:

Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * Число дней просрочки

Если просрочка организации составила 31 день и больше, рассчитывайте пени так:

  1. Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки:

    Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 300) * 30

  2. Затем исчисляем пени за последующие дни просрочки:

    Сумма недоимки * (Ключевая ставка ЦБ РФ на период нарушения / 150) * Число дней просрочки с 31 дня

  3. Суммируем оба значения.

Различные виды пеней

Хотя существуют общие принципы начисления, тем не менее в различных сферах человеческой деятельности существуют свои особенности расчёта и выплаты пени. Далее будут рассмотрены наиболее распространённые варианты.

5.1. Потребительские кредиты

Для финансовых организаций Центробанком установлено на выбор два варианта начисления пени при потребительском кредите:

  1. Когда начисление процентов прекращено. В этом случае пеня не может быть больше 20% годовых.
  2. Если проценты начисляются, максимально возможная величина пени равна 0,1% в день.

В большинстве случаев банки предпочитают первый вариант. При этом начислять штраф не разрешается. В рассматриваемом случае начисленная пеня прибавляется к телу долга. Таким образом каждый день сумма долга, относительно которой рассчитывается пеня, будет возрастать. Если возникла такая ситуация, выгодно обратиться в банк с просьбой о реструктуризации долга.

5.2. Микрофинансовые организации

В этом случае для начисления пени применяется ограничение в 20% годовых. Предельная величина процентов по таким кредитам составляет 1% в день. Законодательство ограничивает для микрофинансовых организаций, суммарную величину процентов и пени. Она не может быть больше 150% основной суммы долга.

5.3. Коммунальные услуги

При расчёте пени не имеет значения, о какой именно коммунальной услуге идёт речь. Во всех случаях применяются следующие правила начисления:

  1. В течение первых 30 дней пеню не платят.
  2. Начиная с 31 дня до 60 ставка составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ.
  3. С 61 по 90 день процент составит 1/170 от СР ЦБ РФ.
  4. С 91 дня платят 1/130 от этой ставки.

Управляющие компании иногда прощают пеню при условии, что будет уплачена основная сумма задолженности. Так могут поступать перед Новым Годом, например. Это прекрасная возможность избежать выплаты пени.

  • Если не платить по кредиту, то что будет и что делать;

5.4. Без согласования размера

Если между сторонами есть финансовые отношения, но они не согласовали размер пени, то нарушителю придётся всё равно её платить. В этом случае применяется статья 395 ГК РФ. В соответствии с ней для начисления пени за каждый день применяется ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

5.5. Согласно Трудовому Кодексу

Когда сотрудник не получает вовремя зарплату, на его работодателя налагается штрафная санкция за задержку выплаты. Она не должна быть меньше 1/150 СР ЦБ РФ. Точная величина может устанавливаться трудовым договором, коллективным договором, уставом предприятия, другими локальными нормативными документами.

Заключение

При неисполнении обязательств пеня, если это предусмотрено законом или договором. начисляется каждый день. Наиболее выгодным способом избежать начисления штрафных санкций является своевременный расчёт. Если этого сделать не удалось, важно знать как правильно в этом случае рассчитывается пеня и существует ли у неё предельная величина. Для этого надо внимательно изучить договор и соответствующие нормативные акты.

Смотрите также видео «Налоговые пени: все, что нужно знать»:

Похожие записи:

  • Контрагент — кто это такие и зачем они нужны
  • Пролонгация договора и его нюансы — подробное описание
  • Рента — что это и как она работает
  • Особенности оформления банковских гарантий в…
  • Особенности оформления займа под залог ПТС
  • Эскроу счета — как он работает, в чём его плюсы
  • Работа по договору без трудовой книжки — плюсы и минусы
  • Оферта — что это, виды и пример оформления

КБК для перечисления пеней в 2021 и 2018 годах

  • Пенсионное страхование — 182 1 0210 160
  • Медицинское страхование — 182 1 0213 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 0210 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 0200 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 1000 110
  • НДС — 182 1 0300 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 1000 110
  • НДФЛ (и ИП “за себя”) — 182 1 0100 110
  • УСН “доходы” — 182 1 0500 110
  • УСН “доходы-расходы” и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 1000 110
  • ЕНВД — 182 1 0500 110

Пени по налогам при аресте банковского счета

Вправе ли налоговый орган начислять пени на сумму недоимки по налогам и сборам, если их уплате препятствует арест банковского счета организации-налогоплательщика? Комментируют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Артем Барсегян.

Налоговым органом принято решение о взыскании с организации-налогоплательщика налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов за счет ее имущества в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа). Но ранее судебным приставом-исполнителем на банковский счет организации был наложен арест по другому исполнительному производству, и, соответственно, организация не могла погасить недоимку. Имеет ли право налоговый орган в данной ситуации начислить пени на сумму недоимки?

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Вместе с тем абзац второй п. 3 ст. 75 НК РФ предусматривает, что пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Как буквально следует из приведенной нормы, начисление пеней на сумму недоимки за период действия указанных в ней обстоятельств ставится в зависимость от того, мог ли налогоплательщик погасить задолженность вследствие принятых в отношении него обеспечительных мер. Иначе говоря, арест имущества или иные меры, направленные на обеспечение исполнения обязательств налогоплательщика, могут быть основанием для неначисления пеней на сумму недоимки по налогам (сборам) не сами по себе, а лишь постольку, поскольку они препятствуют налогоплательщику в погашении имеющейся задолженности.

Безусловно, наложение ареста на денежные средства, находящиеся на банковском счете должника, в рамках исполнительного производства приводит к невозможности для должника распоряжаться этими средствами (ч. 4 ст. 70, ст. 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Однако у должника могут иметься денежные средства на иных банковских счетах, в отношении которых решение об аресте не было принято, а также иное имущество, за счет которого может быть погашена задолженность, в том числе по уплате налогов (сборов), поэтому вопрос о правомерности начисления пеней в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ, должен быть исследован с точки зрения влияния принятых обеспечительных мер на способность налогоплательщика к погашению недоимки.

Такой правовой подход по существу присутствует в письме Минфина России от 18.04.2005 N 03-02-07/1-100, в котором специалисты финансового ведомства отметили применительно к рассмотренной ими ситуации, что приостановление расходных операций по счету не препятствует налогоплательщику уплатить причитающиеся суммы налогов и пеней.

Той же правовой позиции придерживается и судебная практика, неоднократно отмечавшая необходимость установления причинно-следственной связи между приостановлением операций по счетам налогоплательщика в банках на основании решений налогового органа, арестом его имущества и невозможностью именно по этим причинам погасить недоимку по соответствующему налогу. Как подчеркивают суды, одного лишь факта принятия обеспечительных мер недостаточно для утверждения о том, что у налогоплательщика не было возможности уплатить налог (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N Ф02-4837/12, ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2012 N Ф07-4060/12, ФАС Северо-Западного округа от 30.08.2011 N Ф07-7240/11, Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 N 05АП-2313/13).

Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 11.05.2010 N Ф07-4321/2010 указал на неправомерность начисления пеней на сумму недоимки по налогу, обратив внимание на факт наложения ареста на все имущество налогоплательщика и приостановление операций по его счетам в банке. В постановлении от 21.05.2010 по делу N А53-18951/2009 ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод о наличии причинно-следственной связи между арестом денежных средств, приостановлением расходных операций по счетам учреждения в банке и невозможностью погашения налогоплательщиком недоимки в спорные периоды. При этом суд принял во внимание, что денежные средства, поступавшие на расчетный счет организации, списывались на основании инкассовых поручений в счет погашения недоимки по налогам и пени, а денежные средства, поступавшие в кассу учреждения, перечислялись на расчетный счет службы судебных приставов-исполнителей в счет погашения недоимки и пени прошлых лет.

К аналогичному выводу пришел ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 06.09.2010 N Ф03-5256/2010, подчеркнув, что, поскольку у налогоплательщика не имелись в распоряжении денежные средства, имущество или дебиторская задолженность, за счет которых возможно произвести оплату налога, начисление пеней произведено в нарушение требований п. 3 ст. 75 НК РФ, чем были нарушены права и законные интересы налогоплательщика.

К схожим выводам суды приходили и во многих других ситуациях (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 06.02.2012 N Ф09-105/12, ФАС Московского округа от 28.10.2011 N Ф05-11351/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2010 по делу N А10-1014/2010, ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2010 N Ф03-3845/2010).

Поэтому полагаем, что, если наложение ареста на денежные средства налогоплательщика на его банковском счете в рассматриваемом случае объективно препятствовало организации в погашении недоимки, начисление налоговым органом пени на сумму недоимки неправомерно.

Вместе с тем, как следует из имеющейся арбитражной практики, в зависимости от конкретных обстоятельств суд может в подобной ситуации прийти и к противоположному выводу. Поэтому окончательный ответ на заданный вопрос может быть дан только с учетом всей совокупности фактических обстоятельств, которые в случае возникновения спора могут быть исследованы судом.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе
ГАРАНТ.
На правах рекламы

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Также вы избежите пеней, если недоимка возникла из-за ошибки в платежке, которую можно исправить уточнением платежа, — в этом случае пени сторнируются. Ошибка исправляется уточнением, если она не связана с неверным указанием номера счета, банка получателя или КБК.

НК РФ Статья 75 Пеня

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Абзац исключен.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 — 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Порядок взыскания пени

Пеней

признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установлен­ными законодательством о налогах и сборах сроки.

Понятие «пеня» содержит несколько признаков.

Во-первых, пеня – это денежная сумма, уплата которой обеспечивает исполнение налоговой обязанности. Если в гражданско-правовых отношениях допускается установление пени по соглашению сторон в договоре (размер пени определяется по их усмотрению), то в налоговых отношениях пеня носит исключительно законный характер (размер пени зафиксирован в Налоговом кодексе). Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени. Пеня применяется с целью обеспечения своевременного выполнения налоговой обязанности, поэтому в отличие от штрафа, который исчисляется, как правило, в твердой сумме, она носит длящийся характер (взыскивается за каждый последующий период просрочки). Однако некоторые штрафы, предусмотренные в комментируемом Кодексе, по порядку исчисления напоминают определение пени (например, в п. 1 ст. 119 НК РФ).

Во-вторых, основанием для взыскания пени служит уплата причитающихся сумм налога (сбора) в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Сроки уплаты налогов фиксируются применительно к каждому налогу и сбору при соблюдении условий, содержащихся в ст. 57 НК РФ. Поскольку несвоевременная уплата налогов (сборов) является нарушением налоговой обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (ст. 23-24 НК РФ), то пеня служит своего рода формой ответственности за нарушение этой обязанности и предполагает неблагоприятные имущественные последствия для нарушителя. В то же время пеня в ст. 114 НК РФ не признается налоговой санкцией. Отметим, что ранее пеня в налоговом законодательстве (п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») и литературе рассматривалась в качестве санкции (меры финансовой ответственности).

В-третьих, пеня выплачивается налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом добровольно и одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Закон допускает принудительное (помимо воли налогоплательщика) взыскание пени за счет:

1) денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке;

2) иного имущества налогоплательщика в предусмотренном в Налоговом кодексе порядке.

Данная позиция, на наш взгляд, в большей степени согласуется с общетеоретическими подходами к понятию юридической ответственности, которые позволяют сделать заключение, что налогово-правовому институту пени присущи все ее основные признаки, а именно:

1) государственное принуждение;

2) четко очерченный объем (мера) принуждения;

3) связь начисления пени с правонарушением (нарушением срока уплаты);

4) негативные последствия для нарушителя (взыскание части принадлежащего на праве собственности имущества);

5) характер и объем лишений установлены в юридической норме (денежное взыскание в определенном размере);

6) применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правопримени­тельной деятельности государственных органов в определенном законом порядке и формах (взыскание осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 46, 47, 48 НК РФ).

Таким образом, можно констатировать, что пеня выступает не только в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, но и мерой ответственности.

Порядок принудительного взыскания пени может быть бесспорным или судебным. В бесспорном порядке (на основании одностороннего решения налогового органа) пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном порядке – с физических лиц. Данное правило установлено в Налоговом кодексе с учетом практики Конституционного Суда РФ. Бесспорный порядок взыскания налоговых платежей признается в принципе конституционным при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридического лица. В соответствии с этим общим постулатом Конституционный Суд РФ признал конституционным взыскание с юридических лиц в бесспорном порядке недоимки по налогам и пени. Напротив, бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика Конституционный Суд РФ счел превышением конституционно допустимого (ст. 55 и 57 Конституции РФ) ограничения права, закрепленного в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ.

В п. 2 ст. 75 НК РФ статьи зафиксировано соотношение пени и сумм налога (сбора), а также мер ответственности за налоговые нарушения. Соотношение императивно закреплено в законе и не может произвольно изменяться налоговыми органами. При этом Налоговый кодекс исходит из карательного принципа, что объясняется применением рассматриваемой пени в публичных отношениях. Поэтому сумма пени уплачивается помимо сумм налога или сбора (недоимки) и независимо от использования мер ответственности (штрафов), предусмотренных за нарушение законодательства о налогах и сборах. Следует обратить внимание также на то, что пеня может взыскиваться наряду с применением других способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (например, залога имущества).

Порядок исчисления суммы пени определен в п. 3-4 ст. 75 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности. Начисление начинается со дня, следующего за днем уплаты налога (сбора), установленным законодательством о налогах и сборах. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (сбора) за каждый день просрочки исполнения налоговой обязанности. Базой для исчисления процентов служит только та неуплаченная сумма налога или сбора, которую налогоплательщик обязан был заплатить в соответствующий период времени без учета сумм штрафов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1 процента в день. Максимальный размер взыскиваемой пени равен неуплаченной сумме налога.

Начисление пеней на просроченную недоимку невозможно

Начисление пеней на недоимку, возможность взыскания которой в принудительном порядке утрачена, неправомерно. К такому выводу пришли суды трех инстанций, вставая на сторону налогоплательщика.

Карточка дела Реквизиты судебного акта Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2019 по делу № А19-10819/2018
Истец Общество с ограниченной ответственностью «Таргиз-гео»
Ответчик Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Иркутской области

Суть дела

Налоговый орган 30 января 2021 г. выставил в адрес общества требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа и процентов.

В связи с неисполнением требования об уплате инспекцией было принято решение о взыскании предъявленных сумм за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

Не согласившись с указанной в требовании суммой пеней за просрочку уплаты земельного налога за 2021 г., общество обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган, а потом и в суд. По мнению общества, налоговым органом возможность принудительного взыскания указанной в требовании суммы пеней была утрачена. Налоговики же полагали, что начисление спорной суммы пеней и ее взыскание является правомерным, поскольку ими приняты предусмотренные законодательством меры по принудительному взысканию недоимки по земельному налогу.

Решение судов

Суды трех инстанций налогоплательщика поддержали. Они пришли к выводу о незаконности принятия мер по взысканию пеней, поскольку требование не содержало информации, позволяющей идентифицировать недоимку, за неуплату которой начислены пени, а также проверить правильность их расчета. Кроме того, представленные налоговым органом документы в подтверждение оснований возникновения задолженности по земельному налогу, за неуплату которых начислена спорная сумма пеней, свидетельствуют об утрате возможности принудительного взыскания налога в связи с истечением сроков предъявления к исполнению постановлений, принятых в порядке ст. 47 НК РФ. Начисление пеней на недоимку, возможность взыскания которой в принудительном порядке утрачена, неправомерно.

Как взыскиваются пени

Из пунктов 4 и 8 ст. 69 НК РФ следует, что требование об уплате налога, пеней должно содержать сведения:

  • о сумме задолженности по налогу;
  • размере пеней, начисленных на момент направления требования;
  • сроке исполнения требования;
  • мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате задолженности, которые применяются при неисполнении требования.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании, обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках (ст. 46 НК РФ). Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Пунктом 7 ст. 46 НК РФ установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу положений п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ.

Пунктом 57 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57 предусмотрено, что при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46—48 НК РФ.

Учитывая изложенное, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

Что нарушили налоговики

Суды указали, что в предъявленном обществу требовании нет сведений о периодах и размере образования недоимки по земельному налогу, ставке и периоде начисления пеней. Кроме того, нет доказательств направления требования налогоплательщику с приложением расчета пеней. В рассматриваемом случае это расценивается как нарушение положений ст. 69 НК РФ. При этом сведения об основаниях возникновения недоимки, в отношении которой начислена спорная сумма пеней, и периоде начисления пеней различаются в решении, принятом вышестоящим органом по результатам рассмотрения жалобы, и в расчетах, представлявшихся инспекцией суду. Поэтому достоверно установить основания начисления пеней, указанных в требовании, невозможно.

Налоговики пытались возразить, что ими был представлен уточненный расчет пеней за спорный период. Но суды указали, что это не опровергает выводы о наличии в материалах дела трех разных вариантов расчетов, противоречие которых между собой не позволяет проверить обоснованность выставления требования в части суммы пеней.

Что же касается представленных налоговиками документов в подтверждение принятия мер по бесспорному взысканию недоимки по земельному налогу, то суды установили, что исполнительные производства, возбужденные приставами-исполнителями на основании постановлений налогового органа, были возвращены на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (невозможность установления местонахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии средств на счетах). Повторное их предъявление налоговики не доказали, а сроки для их предъявления к исполнению, установленные ч. 6.1 ст. 21 указанного закона, на момент выставления оспариваемого требования истекли.

Налоговики пытались оправдать непринятие мер по взысканию недоимки по земельному налогу за 2021 г. ее погашением налогоплательщиком в 2021 г. Но суды этого оправдания не приняли, поскольку с учетом указанной даты меры по принудительному взысканию пеней в таком случае приняты за пределами совокупности сроков, установленных п. 1 ст. 70 и п. 3 ст. 46 НК РФ. Более того, как уже указывалось, спорное требование не позволяет достоверно идентифицировать недоимку, в связи с неуплатой которой начислены пени, а также период их начисления.

В итоге суды пришли к выводу, что требование в части пеней не соответствует законодательству, в том числе и в силу невозможности реализации мер обеспечения обязанности по уплате налога после утраты возможности его взыскания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]