Сроки предоставления СЗВ-ТД в 2021 году
Предусмотрено 2 вида случаев, влекущих за собой предоставление сведений о трудовой деятельности работников компании, и соответственно разные сроки их сдачи:
- информацию о приеме на работу или увольнении сотрудника необходимо предоставлять в ПФР не позднее, чем на следующий день после кадрового события (издания приказа, распоряжения);
- информацию о переводе на другую работу, а также о выборе работником способа ведения сведений о его трудовой деятельности нужно направлять в ПФР не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, то есть за месяцем, в котором осуществлен кадровый перевод, или было получено от работника заявление.
Если ни один из указанных случаев в компании не произошел, то и направление отчета не требуется.
Изменится ли форма отчета в следующем году?
Кроме штрафа за нарушение сдачи СЗВ-ТД, на работодателя возлагается ответственность за правильность заполнения отчета, а также за предоставление достоверных данных о трудовой деятельности. Чтобы избежать негативных последствий, важно учесть изменения, которые будут внесены с 2021 года в форму отчета и порядок его формирования. Они касаются добавления графы о работе в условиях РКС (МКС) и появления нового раздела сведений о работодателе, правопреемником которого является страхователь. Проект приказа о внесении изменений в Постановление № 730п уже разработан Пенсионным фондом и, возможно, будет принят до конца 2021 года.
Ответственность за несдачу СЗВ-ТД
КоАП РФ и другие НПА предусматривают ответственность за:
- непредоставление отчетной формы;
- опоздание предоставления;
- искажение информации, недостоверность сведений, содержащихся в отчете.
В таблице ниже приведены виды нарушений и ответственность за их совершение.
Правонарушение | Наказание | НПА |
Несвоевременное предоставление сведений о трудоустройстве, увольнении | Штраф на должностное лицо — 300-500 рублей за каждого сотрудника, на кого вовремя не предоставлен отчет | Ст. 15.33.2 КоАП РФ |
Несвоевременное предоставление, неполнота, недостоверность предоставленных сведений в других случаях |
| Ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, Ст. 15.33.2 КоАП РФ |
Нарушение трудового законодательства |
| Ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ |
Повторное нарушение трудового законодательства |
| Ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ |
Предоставление бумажного отчета для организаций с численностью от 25 человек | Штраф на организацию: 1 000 рублей. | Ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ |
Принимать решения о привлечении к ответственности в соответствии с КоАП РФ уполномочены должностные лица Государственной инспекции труда в случае, если ПФР передаст им информацию о фактах совершения правонарушений.
Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР
Штрафы установлены статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и составляют:
- за несвоевременную сдачу сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, реестра застрахованных лиц штраф 500 руб. за каждого застрахованного лица.
- за непредставление сведений или реестра в электронном формате штраф – 1 000 руб.
В электронном виде отчетность необходимо представлять, если численность застрахованных 25 и более человек.
Порядок применения штрафа ПФР в случае несвоевременной сдачи отчетности:
- При обнаружении нарушения сотрудник территориального органа ПФР составляет акт. Акт должен подписать уполномоченный сотрудник ПФР и страхователь (представитель страхователя). Если страхователь (представитель страхователя) отказывается подписать акт, об этом делается отметка в акте.
- Акт в течение 5 дней должен быть вручен страхователю одним из следующих способов:
- лично под расписку
- по почте заказным письмом (датой получения будет считаться 6-ой день с даты отправки)
- в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи (ТКС).
В случае несогласия с актом страхователь в течение 15 дней должен представить аргументированные возражения с приложением документов, подтверждающих его точку зрения.
- Акт, возражения к нему рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР в течение 10 дней после окончания срока на представление возражений по акту. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
- Акт обычно рассматриваются в присутствии страхователя (представителя страхователя), которого предварительно извещают о времени и месте рассмотрения акта. В случае неявки страхователя (представителя страхователя) акт может быть рассмотрен только руководством территориального органа ПФР.
- По результатам рассмотрения выносится решение либо о привлечении страхователя к ответственности за правонарушение, либо об отказе в привлечении к ответственности.
- Решение по акту доводится до страхователя одним из способов, перечисленным выше в пункте 2.
- Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения.
- В случае несогласия с решением страхователь может обратиться с возражениями в вышестоящий орган ПФР в течение 3-х месяцев с того дня, когда узнало (или могло узнать) о нарушении своих прав.
- Страхователю направляется требование об уплате штрафных санкций в течение 10 дней со дня вступления решения в силу. Читайте также статью: → «Особенности проверки и контроля при уплате страховых взносов в 2021».
- Срок уплаты штрафа – 10 календарный дней с даты получения требования.
- В случае неуплаты штрафных санкций (неполной уплаты) их взыскание производится в судебном порядке.
- Срок давности по привлечению к ответственности за данное правонарушение – 3 года.
Способы избежать штрафа за СЗВ-ТД
Самый действенный способ избежать любого наказания — не совершать проступок, а в данном случае правонарушение.
Старайтесь не затягивать с формированием отчета, готовьте его заблаговременно. В работе, как и в жизни, всегда есть место для незапланированных процессов и явлений. Это могут быть и технические сбои, и человеческий фактор. Подготовка отчета заранее минимизирует эти риски.
Внесение в должностные инструкции кадровика или бухгалтера обязанности по формированию и сдаче формы СЗВ-ТД с указанием законодательно установленных сроков простимулирует этих работников к ответственному и своевременному исполнению своих обязанностей.
Если все же избежать штрафа не удалось, его можно уменьшить или заменить предупреждением. Для этого после получения акта от ПФР необходимо направить аргументированный ответ с указанием объективных причин задержки сдачи или некорректного содержания отчета. И вполне вероятно, что представители ПФР или ГТИ пойдут вам на встречу.
Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Определяем меру ответственности: какими нормами руководствоваться?
Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах? Применима ли в данном случае ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ, или необходимо руководствоваться нормой ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ?
Законодательством предусмотрена ответственность:
— ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ: за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке;
— п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ: неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Законом это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. За те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, предусматривается взыскание штрафа в размере 5000 руб.
При несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах страхователь совершает правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Данный вывод подтверждает и арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС ВСО от 28.03.2006 N А58-4029/05-Ф02-1203/06-С1, от 11.04.2006 N А58-4030/05-Ф02-1371/06-С1). Как указывают судьи, норма ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ является специальной по отношению к норме ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ. При конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная норма.
Данный вывод содержится также в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П, в котором Конституционный Суд отметил, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило «lex posterior derogat priori» («последующий закон отменяет предыдущие»), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
То есть специальный Закон о персонифицированном учете (Федеральный закон N 27-ФЗ) имеет в данном случае большую силу, чем Закон о пенсионном страховании (Федеральный закон N 167-ФЗ).
Подводим итоги
- Срок сдачи СЗВ-ТД при приеме или увольнении — следующий день.
- Срок сдачи СЗВ-ТД в остальных случаях — 15 число следующего месяца.
- Штрафы для организаций и ИП предусмотрены весьма солидные — 500 рублей за каждого работника, на которого не предоставлены данные. Также штрафы могут наложить и на должностных лиц.
- Если не хотите платить штрафы — не нарушайте сроки и следите за достоверностью направляемых сведений.
- Для злостных нарушителей предусмотрены увеличенные штрафные санкции.
- Если избежать штрафа не удалось — попытайтесь уменьшить его или заменить на предупреждение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Коротко о представлении сведений о застрахованных лицах
При представлении сведений о застрахованных лицах страхователи должны руководствоваться следующими нормами законодательства.
Норма законодательства | Содержание нормы |
Федеральный закон N 167-ФЗ | |
Статья 13 | Страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФР, проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну |
Пункт 2 ст. 14 | Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения |
Федеральный закон N 27-ФЗ | |
Пункт 1 ст. 11 | Страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учету кадров |
Пункт 2 ст. 11 | Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения. Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц |
Статья 17 | За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке |
Федеральный закон N 213-ФЗ | |
Пункт 12 ст. 37 | В целях реализации Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 г., за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) — до 1 февраля 2011 г. |
Постановление Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования» | |
Документ рекомендуется для использования территориальными органами ПФР при проведении документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений и единого подхода к оценке информации, необходимой для назначения государственных трудовых пенсий, содержащейся в представленных индивидуальных сведениях по общему, специальному трудовому стажу и заработку (вознаграждению), доходу застрахованного лица, а также о страховых взносах в ПФР за периоды до 1 января 2002 г. |
Когда санкции можно не применять?
Как указано в Письме ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если он в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
По мнению специалистов ПФР, такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Следует отметить, что судьи придерживаются аналогичного мнения (см., например, Постановления ФАС ПО от 12.10.2009 N А65-9975/2009, ФАС ДВО от 16.02.2009 N Ф03-6303/2008).
Ситуация, рассмотренная судьями Северо-Западного округа (Постановление от 17.12.2008 N А05-5060/2008), конечно, не является типичной, но от того не перестает быть интересной, в том числе и для понимания механизма применения нормы ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Страхователь представил сведения о 26 физических лицах, в число которых входили 17 лиц, не являющихся работниками страхователя и не связанных с последним гражданско-правовыми договорами. Далее, на 17 человек, в отношении которых организация не признавалась страхователем и которые не являлись застрахованными лицами, были представлены отменяющие и корректирующие сведения.
ПФР привлек организацию к ответственности, рассчитав штраф с суммы страховых взносов, исчисленной в отношении всех 26 физических лиц. Рассмотрев дело и определив, что, поскольку в данном случае. в установленный срок представлены достоверные сведения в отношении застрахованных лиц, суды правомерно указали на отсутствие оснований для взыскания со страхователя штрафных санкций на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что размер штрафа неправомерно исчислен фондом исходя из страховых взносов, начисленных в отношении застрахованных лиц, на которых представлены достоверные сведения.
Определяем размер санкций
Размер санкций исчисляется от суммы платежей только в отношении лиц, на которых представлены неполные сведения
Приходя к подобным выводам, судьи приводят позицию, изложенную в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79: размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
Аналогичная позиция высказана и в Письме ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 «О взыскании сумм от применения финансовых санкций»: территориальным органам ПФР следует четко руководствоваться положением п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении тех застрахованных лиц, за которых вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
В базу для расчета берутся платежи за год, а не за иной период
В Постановлении ФАС ВВО от 22.07.2008 N А29-8880/2007 судьи столкнулись с ситуацией, когда за непредставление сведений о застрахованных лицах за 2006 г. ПФР рассчитал размер штрафа исходя из суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2006 г.
Отказывая ПФР в удовлетворении требований, судьи указали, что из нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что законодатель установил базу для расчета финансовой санкции исходя из причитающейся суммы годовых платежей и не предусмотрел иного метода расчетов.