О применении НДС в странах Евразийского экономического союза

Федеральный закон от 03.08.2021 № 302-ФЗ внес корректировки в гл. 21 НК РФ и обозначил некоторые изменения по НДС, касающиеся в основном экспортеров и призванные упростить отдельные процедуры юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подтверждающим нулевую ставку НДС. Изменения по НДС для экспортеров с 1 октября 2021 года могут быть применены только при продаже товаров (реализации работ, услуг) по операциям, совершенным с 1 октября 2021 года (т.е. начиная с IV квартала 2021 года).

Особенности экспорта в страны ЕАЭС (изменения по НДС для экспортеров с 1 октября 2021 года)

У налогоплательщиков появилось право на применение ставки 0% при вывозе товаров на территорию ЕАЭС в случаях, предусмотренных договором о ЕАЭС. Комплект документов для подтверждения нулевой ставки утверждается рассматриваемым международным договором.

Что касается особенностей представления таких документов, экспортерам в «страны ближнего зарубежья» и страны ЕАЭС можно представлять одновременно с декларацией транспортные и товаросопроводительные документы в целях подтверждения ставки 0% по НДС, если Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представить в электронном виде. ФНС оставляет за собой право истребования любых документов из Перечня выборочно.

Нулевая ставка НДС при экспорте

Экспорт товаров, как и большинство других операций, облагается НДС.
Однако в этом случае ставка налога отличается от обычной и составляет 0%.

Перечень операций, в отношении которых применяется ставка НДС 0 %, приведен в пункте 1 статьи 164 НК РФ. Так, нулевую ставку НДС компании вправе применять при реализации:

  • товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1);
  • работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в РФ (подп. 2.1 – 3.1);
  • услуг по международной перевозке товаров;
  • работ и услуг, выполняемых и оказываемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке или перегрузке нефти и нефтепродуктов;
  • услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа;
  • реэкспорта товаров в определенных случаях (например, после процедур переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада).

Чтобы использовать льготу в виде нулевой ставки НДС, компания должна подтвердить факт экспорта. Для этого нужно:

  • собрать документы, подтверждающие, что экспортер действительно вывез товары за границу РФ (см. таблицу);
  • заполнить декларацию по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с документами, подтверждающими экспорт.

Документы для подтверждения вывоза товара за границу

Экспорт в страны ЕАЭСЭкспорт в другие страны
Договор, согласно которому покупатель из страны ЕАЭС импортирует продукциюДоговор или другие документы по сделке, если договора нет (например, оферта и акцепт)
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателяКопия таможенной декларации или электронный реестр (по каждому виду операций отдельный реестр)
Транспортные или товаросопроводительные документы (рекомендована товарно-транспортная накладная ТТН).Копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможни (или их электронный реестр)
Другие документы (счета-фактуры, банковские выписки) стоит хранить на случай, если налоговая инспекция потребует подтвердить информацию, указанную в декларации.

Нулевая ставка означает, что суммы входного НДС, которые уплачены поставщикам и непосредственно относятся к затратам на производство и реализацию экспортируемых товаров, можно принять к вычету (возместить из бюджета).
Пример. Расчет дохода от сделки с учетом экспортного НДС
Компания приобрела для реализации товары на сумму 120 000 рублей, уплатив поставщику НДС в размере 20 000 рублей. Компания продает товар в Белоруссию. Предположим, сумма реализации составила 150 000 рублей. Применяя ставку 0%, компания не начисляет НДС к уплате. Ранее уплаченную поставщику сумму в размере 20 000 руб. компания имеет право вернуть. Доход от сделки составляет 30 000 руб. (150 000 – 120 000). С учетом возмещенного НДС он составляет 50 000 руб. (30 000 + 20 000).

Компании, которые разово осуществляют экспортную операцию, зачастую не хотят собирать пакет “экспортных” документов.

Заметим также, что экспортеры в большинстве случаев пользуются услугами перевозчиков. С услуг по международным перевозкам российские фирмы платят НДС по ставке 0 процентов. Проблема в том, что некоторые перевозчики также не хотят связываться с подтверждением нулевой ставки и указывают в своих счетах-фактурах НДС по общей ставке.

Это ведет к тому, что экспортер не сможет принять к вычету этот налог. Связано это с тем, что обязательный реквизит – ставка НДС – указан с ошибкой. А это является нарушением порядка оформления счета-фактуры, предусмотренного пунктом 2 статьи 169 Налогового кодекса (см., например, Определение ВС РФ от 27.04.2018 № 307 КГ18-1802 по делу № А44-9467/ 2016).

Однако, начиная с 2021 года, проблема решена.

Ответы на распространенные вопросы про изменения по НДС для экспортеров с 1 октября 2021

Вопрос №1:

Изменились ли сроки подачи в налоговую документов, подтверждающих нулевую ставку НДС?

Ответ:

Нет, документы следует представлять одновременно с декларацией.

Вопрос №2:

Для операций, совершенных после 01.10.2021 года, копии таможенных деклараций разрешается предоставлять без отметок таможенного органа места убытия в целях подтверждения ставки 0% по НДС при (ре)экспорте товаров за рамки ЕАЭС. В каких случаях может оказаться так, что применение нулевой ставки по НДС будет считаться неподтвержденной?

Ответ:

Такое может произойти, если в представленных налоговой службе документах нет данных о сведениях, представленных таможенной службой. Налогоплательщику будет дано 15 календарных дней на то, чтобы представить пояснения и хоть какие-нибудь документы (они будут включены в запрос, направленный в таможенные органы). Если подтверждения вывоза товаров не последует и после подачи этого запроса в ФТС, обоснованность применения ставки 0% по НДС считается неподтвержденной.

Отказ от ставки НДС 0%

С января 2021 года компании-экспортеры вправе отказаться от применения нулевой ставки по НДС. Такие благоприятные изменения были внесены в пункт 7 статьи 164 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 350-ФЗ.

Такое право дано как самим экспортерам товаров, так и исполнителям услуг, связанных с экспортом.

Чтобы отказаться от нулевой ставки НДС, в налоговую инспекцию надо подать заявление. Сделать это нужно не позднее 1-го числа квартала, с которого фирма-экспортер планирует платить НДС по общей ставке. Меньше, чем на год, отказаться нельзя.

Отказаться от нулевого НДС и платить налог по общеустановленным ставкам можно только в отношении всех экспортных сделок. Применять разные налоговые ставки в зависимости от того, кто является покупателем, не получится.

Право выбора общей ставки НДС при экспорте, предоставленное пунктом 7 статьи 164 НК РФ, следует отразить в налоговой учетной политике. Фрагмент учетной политики может выглядеть так:

“…при экспорте товаров (выполнении работ, оказании связанных с экспортом услуг) ставка НДС в размере 0 процентов не применяется”.

Вывоз товаров для личного пользования в страны ЕАЭС

Минфин России рассказал, какую ставку НДС следует применять компании, если она реализовала гражданам государств — членов ЕАЭС товары для личного, семейного и домашнего использования, вывозимые за пределы РФ (письмо от 20.05.2019 № 03-07-13/1/35971).

Вывоз реализуемых товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства — члена ЕАЭС считается экспортом (п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к договору о ЕАЭС, далее — Протокол). При экспорте применяется нулевая ставка НДС (п. 3 Протокола). Но можно ли использовать эту ставку, если были реализованы товары для личного, семейного и домашнего использования, вывозимые покупателями — физическими лицами в страны ЕАЭС?

Пунктом 3 Протокола предусмотрено, что нулевая ставка НДС при экспорте товаров применяется при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола, обосновывающих применение нулевой ставки. Среди них, в частности, значатся договор (контракт), заключенный с налогоплательщиком другого государства-члена, и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по установленной форме с отметкой налогового органа страны ЕАЭС, куда был вывезен товар, об уплате налога. То есть чтобы экспортер мог применить нулевую ставку НДС, необходимо, чтобы покупатель был плательщиком данного налога в стране ЕАЭС, куда вывозится товар.

Но подпунктом 2 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС прямо предусмотрено, что косвенные налоги не взимаются при импорте товаров, которые ввозятся физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности. Таким образом, граждане государств — членов ЕАЭС, ввозящие товары для личного, семейного и домашнего использования, не являются налогоплательщиками НДС и заявление с отметкой налогового органа об уплате налога представить не могут. Следовательно, продавец не может применить при реализации таких товаров нулевую ставку НДС. Минфин России в комментируемом письме это подтвердил. Специалисты финансового ведомства указали, что реализация гражданам государств — членов ЕАЭС товаров для личного, семейного и домашнего использования облагается НДС по ставкам, предусмотренным законодательством государства, с территории которого экспортируются товары. То есть должна применяться ставка 10% или 20% в зависимости от вида товара.

Такие же разъяснения Минфин России давал и раньше (письма от 12.12.2017 № 03-07-14/82680, от 30.06.2016 № 03-07-13/1/38236). С мнением финансистов солидарны и налоговики (письма ФНС России от 31.12.2015 № СД-3-3/[email protected], от 06.11.2015 № СД-3-3/[email protected]).

В судебной практике имеется два определения Верховного суда РФ (от 21.03.2016 № 309-КГ16-681 и от 29.02.2016 № 309-КГ15-20141), в которых он признал правомерным применение нулевой ставки НДС при продаже автомобилей, вывезенных в Казахстан физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Но эти решения касались ситуации, когда Договор о ЕАЭС еще не действовал и в Казахстане в тот период физические лица при ввозе автомобилей являлись плательщиками НДС. С 1 января 2021 г. из ст. 276.2 Налогового кодекса Республики Казахстан, на которую ссылались суды, исключено положение о том, что физические лица, импортирующие транспортные средства, признаются плательщиками НДС (Закон Республики Казахстан от 03.12.2015 № 432-V). Поэтому позиция Верховного суда к вывозу товаров физическими лицами в страны ЕАЭС в настоящее время неприменима.

ЕЭК подготовила обзор налоговых систем государств ЕАЭС

В обзоре рассматриваются изменения национального законодательства государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Кроме того, анализируется состояние их налоговых систем, приводятся ставки основных налогов и другие информационно-справочные материалы.

В обращении к читателям член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков отметил, что налоговое законодательство – это сфера права, нормы которого постоянно совершенствуются, при этом Комиссия проводит мониторинг изменений законодательства государств-членов в этой сфере и рассматривает актуальные вопросы.

«Договор о ЕАЭС обозначил основные принципы косвенного налогообложения: национальный режим в сфере косвенных налогов, гармонизация ставок акцизов на отдельные наиболее чувствительные товары, совершенствование администрирования косвенных налогов, обложение НДС торговли товарами по принципу страны назначения, а также по месту реализации работ и услуг, – отмечает Тимур Жаксылыков. – Если говорить о налоговой гармонизации в ЕАЭС, то стоит отметить значительный прогресс в вопросах унификации подходов к косвенному налогообложению. Различные ставки НДС в странах объясняются, прежде всего, различиями экономических систем (соотношением конъюнктурной (сырьевой) и структурной (промышленной) составляющей), а также проводимыми экономическими реформами. Очень важно при этом отметить наличие налогового суверенитета государств-членов».

По мнению Тимура Жаксылыкова, важнейшая задача Евразийской экономической комиссии в сфере обмена информацией – наладить эффективный обмен, создать возможности для скорейшего перевода всех потоков в онлайн-режим.

«Кроме улучшения электронного обмена информацией между налоговыми органами, необходимо дальнейшее развитие сервисных функций налоговых органов, активное внедрение, например, онлайн-проверки статуса заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Все эти действия направлены на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», – подчеркивает министр ЕЭК. При подготовке издания использовались статистические и аналитические данные, анализировался весь объем нормативной правовой базы стран ЕАЭС в налоговой сфере, а также рассматривались конкретные ситуации, возникающие в ходе взаимной торговли в рамках ЕАЭС.

Обзор включает ряд практических вопросов, которые могут представлять интерес для специалистов различных сфер бизнеса, работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации.

Также обзор будет полезен студентам и исследователям, начинающим изучение особенностей налогообложения при ведении организациями внешнеэкономической деятельности.

В издание включены выдержки из Договора о ЕАЭС (раздел XVII «Налоги и налогообложение»), Приложение №18 к нему – «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг».

НДС в рамках ЕАЭС

Как нам известно, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — это международное интеграционное экономическое объединение, договор о создании которого, был подписан 29 мая 2014 года в городе Астана.

Справочно: вступил в силу с 1 января 2015 года.

В состав вошли Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и позже с 12 августа 2015г. присоединилась Республика Кыргызстан.

ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), целью которого является укрепление экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке.

Основным документом ЕЭАС является «Договор о Евразийском экономическом союзе».

Основные преимущества от создания ЕЭАС заключается в том, что потребитель, прежде всего, имеет большую возможность выбора товаров и услуг, вследствие чего высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию. Увеличение импорта влечет за собой приход новой техники и технологий.

Основным же плюсом для потребителей нужно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС. Создаются новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров.

Все это способствует сокращению безработицы и росту благосостояния народа.

Кроме того, благоприятный налоговый климат в Республике Казахстан способствует росту числа предприятий с участием российского, белорусского капитала.

Так, на территории Карагандинской области открытых совместных предприятий и представительств выросло более чем в 1,3 раза, что способствует открытию рабочих мест увеличению налоговых поступлений.

В этом году исполнилось 6 лет с момента передачи функции по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС от таможенных органов налоговым органам.

Если остановится на статистических данных, то:

Одним из свидетельств роста и углубления интеграции государств-членов ЕАЭС является увеличение количества участников ВЭД.

Так, количество импортеров с территории РФ возросло более чем в 2 раза, по РБ — более чем в 1,5 раз.

Соответственно, растет и сумма поступлений на импорт.

За 8 мес. т.г. только по району имени Казыбек би уже поступило 8,8 млрд.тенге.

В основном из стран ЕАЭС импортируется: оборудование и запчасти к ним, запчасти на шахтные техники, транспортные средства, химические вещества, черные металлы, моющие вещества и т.д. А с территории Республики Кыргыстан в большом количестве завозятся овощи-фрукты.

Так же, одним из направлений Управления администрирования косвенных налогов является администрирования импорта и осуществление контроля за полнотой поступления косвенных налогов в рамках Договора Евразийского экономического союза.

Плательщиками НДС в рамках ЕАЭС являются лица, импортирующие товары на территорию РК с территории государств-членов ЕАЭС.

При импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов ЕАЭС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту нахождения (жительства) декларацию по косвенным налогам (форма 320.00), на бумажном носителе и в электронном виде либо только в электронном виде не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

Одновременно с декларацией налогоплательщик-импортер обязан представить в налоговый орган:

1. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (форма 328.00);

2. Выписку банка подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов (квитанция);

3. Договора (контракты), счет-фактуры и товаросопроводительные документы.

Косвенные налоги уплачивается по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщиков не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

От уплаты НДС при импорте товаров освобождаются, налогоплательщики импортирующие лекарственные средства, банкноты и монеты, товары для гуманитарной помощи, космические объекты и другие товары согласно налогового законодательства.

Кроме того, согласно Договора о Евразийском союзе, освобождаются от уплаты косвенных налогов физические лица импортирующие товары не в целях предпринимательской деятельности. Т.е. в случае ввоза транспортных средств для личного пользования, косвенные налоги не взимаются.

Однако, завозить транспортные средства из Кыргызстан без уплаты таможенных пошлин можно будет только с 2025 года.

Т.к. в рамках договора о присоединении Кыргызской Республики к договору о ЕАЭС предусмотрен протокол об особых условиях и переходных положениях, где в части касающейся статус автомобилей для личного пользования определена дата 1 января 2014 года.

Следовательно, транспортные средства которые ввезены после 1 января 2014г. признаются товарами ЕАЭС в случае, если владельцем транспортного средства будет уплачена разница ставки таможенных платежей и налогов. Без таможенных пошлин можно будет ввозить, только с 2025 года.

Руководитель отдела администрирования

косвенных налогов в рамках таможенного союза

Управления государственных доходов

по району им.Казыбек би

Сыздыкова С.

Источник: ДГД по Карагандинской области

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]