Виды проверок и их периоды
Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице. Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.
В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.
А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Общий порядок камеральной проверки
Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР. Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.
Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:
- расчеты страховых взносов, представленные раньше;
- документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
- выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
- другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.
О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.
Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением.
Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке?
Да, можно.
Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.
Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.
Акт проверки
В последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке по форме 12-ПФР (Приложение N 18 к Приказу N 957н). В справке фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка составляется в двух экземплярах, один из которых вручается организации. В случае уклонения страхователя от получения справки она направляется плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма. В течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт проверки по форме 17-ПФР (Приложение N 26 к Приказу N 957н). Требования к составлению акта выездной проверки изложены в Приложении N 28 к Приказу Минздравсоцразвития России N 957н. В акте выездной проверки не должна отражаться неуплата текущих платежей. По таким платежам составляется справка о выявлении недоимки у организации по форме 3-ПФР (Приложение 5 к Приказу N 957н). Акт выездной проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Вводная часть акта представляет собой общие сведения о проведенной проверке и проверяемом плательщике страховых взносов. В описательной части отражается информация по основным вопросам, подлежащим проверке, в том числе сведения о выявленных: — занижении базы для начисления страховых взносов; — сумме страховых взносов, не уплаченных в результате занижения базы для начисления страховых взносов; — неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия); — непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, — а также о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства РФ о страховых взносах. В качестве доказательной базы к акту выездной проверки должны быть приложены заверенные копии документов, подтверждающих установленные нарушения. В случае если в ходе выездной проверки нарушений не выявлено, в акте выездной проверки также описываются все проверенные вопросы и выводы проверяющих об отсутствии нарушений и расхождений относительно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Итоговая часть акта выездной проверки должна содержать: — выводы о взыскании со страхователя суммы неуплаченных страховых взносов и пеней за их неуплату (несвоевременную уплату); — предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения по устранению выявленных нарушений; — предложения о привлечении организации к ответственности с изложением оснований и состава правонарушений; — указание на право плательщика страховых взносов представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки. Кроме того, в акте отражаются результаты проверки своевременности и полноты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Акт проверки подписывается лицами, проводившими выездную проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки. В течение пяти дней с даты подписания акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При уклонении от получения акта проверки этот факт отражается в акте проверки. Акт в таком случае направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма. При несогласии с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих страхователь в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить пенсионщикам письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 38 Закона N 212-ФЗ). При этом к письменным возражениям им могут быть приложены (или в согласованный срок переданы) документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность его возражений (п. 9.2 Методических рекомендаций). В случае отсутствия нарушений на это указывается в акте выездной проверки и в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР, выносившего решение о проведении этой проверки. При этом решение по результатам выездной проверки не принимается (п. 9.3 Методических рекомендаций).
Общий порядок выездной проверки
Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.
Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки. В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.
С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов. Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.
Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:
- получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
- форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
- наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
- непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.
Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.
Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Проведение проверки
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Рассматриваемая проверка проводится отделением ПФР не чаще чем один раз в три года (п. п. 9, 10 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР (п. 2.2.4 Методических рекомендаций). Но она не может продолжаться более двух месяцев, если проводятся контрольные мероприятия организации, и одного месяца при проверке обособленных подразделений (п. п. 11, 13 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Данный срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения ПФР вправе приостановить проведение выездной проверки только по следующим основаниям (п. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ): — для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ; — получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; — перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке. Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) отделения ПФР по формам 10 и 11 (Приложения N N 16 и 17 к Приказу N 957н). На период действия срока приостановления проведения проверки (п. 6.1 Методических рекомендаций): — страхователю возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки; — проверяющие же приостанавливают свои действия на территории организации.
Виды выездных проверок
Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.
Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.
Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.
Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:
- осуществляет деятельность в области информационных технологий;
- оказывает инжиниринговые услуги.
Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.
Совместные проверки фондов и налоговиков
Участие в совместной проверке налоговиков не влечет риск доначисления налогов. Однако они могут получить во время проверки определенную информацию и затем уже рассмотреть вопрос о проведении выездной налоговой проверки по этой фирме.
ФСС и ПФР в рамках контрольных мероприятий вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
Нормы проведения данных контрольных мероприятий в целом аналогичны правилам, которым должны следовать налоговики при выездных и камеральных проверках (ст. 87 НК РФ).
Однако они являются менее детализированными и, как следствие, вызывают много вопросов у компаний. В данной статье из журнала «Актуальная бухгалтерия» № 8, 2012 рассмотрен вопрос, что вправе делать контролеры при совместных проверках.
Налоговики по запросу ПФР или ФСС в целях проверки обоснованного применения пониженных тарифов страховых взносов вправе участвовать совместно с фондами в выездных контрольных мероприятиях.